САМОУПРАВЛЕНИЕ
ШКОЛА, КОТОРУЮ МЫ ДЕЛАЕМ САМИ!
Положение о школьном самоуправлении
1. Общие положения
Самоуправление в учреждении образования — это взаимодействие учащихся и их родителей, педагогов, администрации и общественности, регулируемое нормативными актами и осуществляемое специальными органами самоуправления.
Настоящее Положение регламентирует деятельность школьного самоуправления в учреждении образования. В своей деятельности школьное самоуправление руководствуется Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», Уставом учреждения образования, а также настоящим Положением и локально правовыми актами школы.
1.1. Деятельность школьного самоуправления направлена на:
— защиту прав и интересов учащихся;
— помощь учащимся в реализации творческих способностей, в поиске своего места в обществе, в утверждении своей жизненной позиции;
— пропаганду здорового образа жизни;
— поддержку общественно ценных инициатив школьников.
2. Цель и основные задачи:
1.1. Цель создания и деятельность органов самоуправления в учреждении образования:
обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации учащихся в соответствии с их потребностями.
1.2. Для достижения своих целей самоуправление в учреждении образования решает следующие задачи:
— создание условий для неформального общения учащихся в учреждении образования;
— формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и деятельности;
— обеспечение функциональной грамотности учащихся и становление их гражданственности;
— обеспечение способности школьника к саморегуляции в обществе.
3. Принципы построения и развития самоуправления в учреждении образования:
— построение самоуправления снизу вверх;
— выборность и согласованность органов самоуправления;
— сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности;
— демократизм, т. е. участие в системе самоуправления всех желающих;
— действие правила обязательного выполнения принятого решения всеми участниками органов самоуправления.
4. Структура самоуправления в учреждении образования
В целях осуществления взаимодействий учащихся и педагогического коллектива на II и III ступенях учреждения образования создаются органы школьного самоуправления.
Органы школьного самоуправления разделяются в зависимости от охвата ими учащихся на общешкольные, классные, микро- коллективные.
Структура школьного самоуправления имеет два уровня:
— классное самоуправление,
— школьное самоуправление.
Членами организации являются учащиеся учреждения образования от 7 до 17 лет, могут быть педагоги школы, представители общественных организаций, родители, частные лица.
Структура первого уровня (управление на уровне
классных коллективов 5-11 классов)
4.1. Классное собрание
Высшим органом школьного самоуправления класса является собрание всех учащихся класса — классное собрание, во главе Которого находится староста класса. Классное собрание собирается но мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Классное собрание:
— избирает старосту класс;
— распределяет поручения в классе;
— организует выборы в ученический совет класса;
— решает важнейшие вопросы жизни классного коллектива; —* утверждает общественные поручения, слушает отчеты об их выполнении;
— решает вопросы о поощрениях и порицаниях, учащихся класса;
— вырабатывает предложения в адрес школьной конференции. Созывает и открывает классное собрание староста класса;
По решению классного школьного совета в необходимом случае может быть проведено закрытое классное собрание.
4.2. В учреждении образования создаются центры, каждый из которых избирает из своего состава ответственного (руководитель центра). Из ответственных образуется совет учащихся класса (актив).
Обязанности членов центра:
1 Ответственный (руководитель центра) отвечает за работу каждого члена центра и за выполнение плана в конкретный промежуток времени;
2. Члены центра отвечают:
— за дела внутри класса;
— за общешкольные дела, в которых принимают участие;
— за связь класса с внешкольной образовательной и социокультурной средой.
4.3. Классный ученический совет (актив)
— органом школьного самоуправления в классе в период между классными собраниями является классный ученический совет;
— классный ученический совет собирается для решения неотложных вопросов по мере необходимости. Его решения становятся обязательными для учащихся после утверждения их классным собранием.
— возглавляет совет староста класса.
Функции совета класса (актива):
— подготовка и проведение классных собраний;
— анализ деятельности своих членов;
подготовка информации: отчета и предложений, отражающих потребности учащихся в вышестоящие органы.
Структура второго уровня (школьное самоуправление)
4.4.Школьная конференция
— высшим органом самоуправления является конференция, на которую собираются представители от 5—11 классов, могут присутствовать родители, педагоги, представители общественных организаций, частные лица;
— конференция собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Функции школьной конференции:
— утверждает состав Школьного совета;
— определяет основные задачи деятельности Школьного совета;
— утверждает Правила, Памятки и т. п. документы для органов школьного самоуправления;
— заслушивает отчеты Школьного совета, дает оценку его деятельности;
— вырабатывает предложения по совершенствованию работы школы в адрес администрации учреждения образования.
— Решения школьной конференции, принятые в рамках ее полномочий, являются обязательными для всех органов самоуправления и всех учащихся школы.
4.5. Школьный совет
В период между конференциями высшим органом самоуправления является Школьный совет. В состав Школьного совета входит актив каждого классного коллектива (5—11 классы), а также старосты классов. Школьный совет собирается на заседания по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Возглавляет Школьный совет, избираемый обучающимися 5—11-х классов, Председатель.
Школьный совет:
— готовит и проводит школьные конференции;
— планирует и организует свою повседневную работу;
— формирует постоянные или временные рабочие органы (комиссии, штабы и т. п.) по различным направлениями деятельности;
— дает общественные поручения, задания классам, группам или отдельным учащимся, заслушивает отчеты о выполнении поручений;
— организует шефство старших классов над младшими;
— использует различные формы поощрения и порицания учащихся.
Школьный совет образует центры по основным направлениям деятельности:
Название центра
|
Содержание деятельности
|
«Дисциплина и порядок»
|
-
Выполнение Устава школы;
-
Организация дежурства на школьных дискотеках;
-
Контроль и оценка дежурства по учреждению образования;
-
Проведение линеек.
|
«Учеба»
|
-
Взаимопомощь в обучении;
-
Участие в организации и проведении предметных недель, олимпиад, конкурсов, интеллектуального марафона;
-
Ходатайство о поощрении или наказании учащихся перед Педагогическим советом или Управляющим Совета
|
«Здоровье и спорт»
|
-
Участие в организации и проведении спортивно-оздоровительных мероприятий для учащихся в учреждении образования: Дня здоровья, физкультминутки и др.;
-
Обеспечение выпуска бюллетеня «Здоровье»
|
«Милосердие»
|
-
Организация и помощи пенсионерам и ветеранам микрорайона;
-
Шефство над младшими школьниками
|
«Культура и досуг»
|
-
Организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
-
Осуществление связи с культурно-развлекательными центрами, кинотеатрами, творческими объединениями других школ
|
«Трудовой центр»
|
-
Организация и проведение субботников, трудовых десантов;
-
Организация дежурства по столовой;
-
Организация летней трудовой практики;
-
Организация и проведение ярмарок;
-
Участие в организации мероприятий экологической направленности
|
«Пресс-центр»
|
-
Организация ежемесячного выпуска школьной газеты;
-
Формирование имиджа школы;
-
Организация и проведение конкурсов, газет, рисунков, плакатов;
-
Организация и проведение конкурсов классных уголков;
-
Подготовка и размещение объявлений;
-
Информационное обеспечение школьного сайта;
-
Доведение до сведения учащихся решений Школьного совета
|
Каждый центр возглавляет свой лидер — руководитель центра. Руководители центров и старосты классов организуют Совет лидеров. Совет лидеров собирается по мере необходимости Для решения оперативных вопросов. Решения Школьного совета обязательны для всех учащихся учреждения образования. В своей деятельности Школьный совет подотчетен школьной конференции.
4.6. Права и обязанности членов школьного совета:
Член Школьного совета
а) имеет право:
— обращаться к любому педагогическому работнику учреждения образования с вопросами и предложениями по проблемам, волнующим учащихся;
— требовать обсуждения в школьном совете любого вопроса, если это требование поддерживает 1/3 часть членов совета;
— принимать активное участие в работе любого органа школьного самоуправления в учреждении образования.
б) о б я з а н:
— присутствовать на каждом заседании совета;
— активно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов;
— добросовестно выполнять поручения совета;
— проявлять самостоятельность, инициативу и организованность.
Председатель Школьного совета:
— осуществляет общее руководство советом, представляет его в Управляющем совете школы и других руководящих органах;
— организует изучение интересов и потребностей учащихся;
— обеспечивает планирование работы совета;
— организует подготовку заседаний совета и ведет заседания;
— добивается выполнения принятых советом решений;
— обеспечивает открытость и гласность в деятельности совета;
— готовит заседания Совета лидеров, созывает и ведет их;
— работает в тесном контакте с руководителем учреждения образования, его заместителем по идеологической и воспитательной работе;
— подотчетен в своей работе Школьному совету, школьной конференции, Управляющему совету.
Заместитель председателя Школьного совета:
— помогает председателю в решении всех вопросов деятельности совета;
— контролирует исполнение принятых советом решений;
— при отсутствии председателя исполняет его обязанности.
Секретарь Школьного сонета:
— оповещает членов Школьного совета об очередном заседании;
— ведет краткий протокол заседаний совета;
— готовит для опубликования информацию о заседаниях Школьного совета.
4.7. Функции членов школьных центров:
— выработка и принятие решений;
— доведение принятого решения до классов;
— организация выполнения принятого решения;
— создание условий для выполнения решений;
— получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль;
— подготовка аналитической информации и предложений по улучшению школьной жизни.
4.8. Функции членов Совета лидеров:
— проведение анализа работы классных органов управления;
— подготовка анализа и предложений;
— анализ работы самих членов центров;
— обеспечение социальной зашиты учащихся.
5. Собрание и совет параллели
5.1. Для решения вопросов, касающихся интересов учащихся всех классов одной параллели собирается школьное собрание параллели.
5.2. Для подготовки таких собраний и организации выполнения их решений создается совет старост классных советов данной параллели.
5.3. Совет старост избирает из своей среды Старшего параллели и его заместителя, которые обеспечивают координацию деятельности председателей, ведут собрания своей параллели.
6. Ученическое самоуправление и педагоги
6.1.Педагогический коллектив (руководитель учреждения образования, его заместители, педагоги, классные руководители) оказывает органам школьного самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменяет их (осуществляют кураторство общешкольных центров по направлениям деятельности).
6.2. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложением к органам школьного самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы школьного самоуправления принимают сами.
6.3. Педагоги не могут отменять решения органон школьного самоуправления, но могут обжаловать их и вышестоящих органах самоуправления (сами или через руководителя учреждения образования).
6.4.Если руководитель учреждения образования не согласен с решением школьного Совета, он может приостановить его исполнение до рассмотрения его на общешкольной конференции.
6.5. Если учащиеся учреждения образования проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.
6.6. Педагоги начальных классов с помощью шефов- старшеклассников осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в школьном самоуправлении.
7. Организация работы органов школьного самоуправления
7.1. Организация деятельности школьного самоуправления строится на интересах учащихся и не входит в противоречие с Уставом учреждения образования.
Деятельность органов школьного самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся:
— поддержание порядка и дисциплины в школе;
— организация образовательного процесса;
— организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.
7.2. Для решения основных задач органы школьного самоуправления соотносят свою деятельность с направлениями воспитательной работы учреждения образования:
— гражданско- правовое;
— учебно-познавательное;
— спортивно-оздоровительное;
— трудовое;
— досуговое;
— информационно-аналитическое.
7.3. Органы школьного самоуправления работают во взаимодействии с администрацией, педагогическим советом учреждения образования, органами педагогического и родительского самоуправления, а также с общественными организациями и другими самостоятельными объединениями, существующими в школе.
7.4. Собрания и заседания органов школьного самоуправления проходят, как правило, открыто.
7.5. Решения органов школьного самоуправления принимаются открытым или тайным голосованием (по усмотрению учащихся).
7.6. Решения принимаются простым большинством, но мнение меньшинства должно внимательно выслушиваться и учитываться.
7.7. В случае несогласия с решением органа школьного самоуправления любой учащийся может опротестовать это решение в вышестоящем органе самоуправления.
7.8. Работа органов школьного осуществляется гласно, т.е. коллектив должен быть своевременно информирован о предстоящих и прошедших делах.
7.9. Вся деятельность планируется самими учащимися; в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.