График занятий по общественно-полезному труду
№ п/п |
Содержание работы |
Участники |
Время проведения |
День недели |
Ответственные |
1. |
Уборка школьной территории |
5 «Б» кл. |
13.05 |
понедельник |
Дулуб Г.В. |
2. |
Уборка школьной территории |
5 «А» кл. |
13.05 |
четверг |
Дулуб Г.В. |
3. |
Уборка школьной территории |
5 «В» кл. |
13.05 |
пятница |
Дулуб Г.В. |
4. |
Уборка школьной территории |
6 «В» кл. |
12.50 |
пятница |
Русая С.В. |
5. |
Уборка школьной территории |
7 «Б» кл. |
12.50 |
среда |
Сафонова О.П. |
6. |
Уборка школьной территории |
9 «А» кл. |
15.00 |
понедельник |
Сокол О.А. |
7. |
Уборка школьной территории |
8 «Б» кл. |
12.50 |
четверг |
Сафонова О.П. |
8. |
Уборка школьной территории |
8 «В» кл. |
12.50 |
пятница |
Сафонова О.П. |
9. |
Уборка школьной территории |
9 «Г» кл. |
14.00 |
вторник |
Чаплинская Е.А. |
10. |
Уборка школьной территории |
9 «В» кл. |
14.00 |
четверг |
Жерело Е.А. |
Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования, являясь важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.
Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:
культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;
интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;
трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.
Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:
взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;
оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;
использование разнообразных видов общественно полезного труда.
Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:
самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);
изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);
уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);
охрана окружающей среды;
благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);
уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;
оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.
В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.
Организуя общественно полезную деятельность, важно использовать разнообразные методы:
передача опыта (упражнения по формированию трудовых навыков при выполнении конкретных операций);
стимулирование и мотивация деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, взаимопомощи, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий);
контроль и самоконтроль (рефлексия деятельности).
Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.
Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.
Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:
подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);
инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;
выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;
сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.
Учет общественно полезного труда фиксируется в классном журнале на специально отведенной странице:
Учет общественно полезного труда |
|||||
№ п/п |
Фамилия и имя учащегося |
Месяц, число |
Содержание выполненной работы |
Объем выполненной работы |
Заметки педагога |
В соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206, учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах одного часа в учебную неделю в 5–8-х классах, 1 часа 30 минут в учебную неделю в 9–11-х классах.
При организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877).
- Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 80, 2/70) (с изменениями и дополнениями от 03.05.2014 г.).
- Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453) (с изменениями и дополнениями от 12.07.2013 г.)
- Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №103, 2/215).
- Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8,2/1892).
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2014 г. № 63).
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875).
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 26.05.2011 № 35, от 08.05.2013 № 37).
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 №67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.08.2013, № 8/27770).
- Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2006 г., N 8/15613).
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015гг., утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 16 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2011 г., N 8/24085).