Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Аттестация педагогов

Дата: 8 сентября 2016 в 14:46, Обновлено 1 апреля 2017 в 09:32
Автор: Шевчик О. В.

ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ

22 жнiўня <st1:metricconverter productid="2012 г" w:st="on">2012 г</st1:metricconverter>. № 101

Аб зацвярджэннi Iнструкцыi аб парадку правядзення атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя педагагiчных работнiкаў з лiку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыi) (скачать)

В помощь педагогам на подтверждение высшей категории

Критерии опыта (скачать)

Памятка по обощению опыта (скачать)

Оформление опыта (скачать)

Процедура и содержание кваликафиционного экзамена при подтверждении на высшую категорию (скачать)

Как защитить опыт? (скачать)

Согласованность целей и задачей.(скачать)

Экзамен как фактор

личностно-профес<wbr />сионального развития педагога:

анализ ошибок в ходе обобщения собственной

педагогической деятельности

(Методические рекомендации педагогам, планирующим сдавать экзамен

на присвоение высшей квалификационной категории)

Обобщить свой собственный опыт – это значит увидеть в частном общее и объяснить, каким образом Вами достигаются положительные результаты в образовательном процессе.

1.​ Чтобы Ваш опыт был признан успешным и эффективным

В ходе работы над описанием опыта педагогам необходимо обратить внимание на следующее:

1.​ Чёткая формулировка темы опыта. Необходимо тщательно изучить требования к структуре и содержанию опыта, критерии оценки опыта. Иногда ошибка в данном вопросе предопределена тем, что педагог не отдаёт себе отчёта в том, что содержание работы по самообразованию в учреждении образования (изучение актуальных вопросов образовательного процесса) в корне отличается от содержания и структуры опыта собственной педагогической деятельности, который на данный момент уже успешно реализован в образовательном процессе, привёл к высоким результатам в обучении, воспитании и развитии обучаемых. Именно это (исполь​зуемые формы, методы, приёмы либо система работы, а затем их эффективность и результатив​ност<wbr />ь) должны быть пред​ставлены на экзамене как в описа​нии опыта собственной педаго​гической деятельности, так и при разработке урока или занятия и устной защите (по сути презента​ции) опыта.

2.​ Неверная формулировка темы влечёт за собой ошибочно сформулированные цель и задачи опыта (при этом содержание самого опыта по​рой даёт представление о до​статочно высоком уровне ме​тодической грамотности педа​гога). Вместо представления в опыте уже достигнутых резуль​татов педагог при формули​ровке цели и задач опыта пи​шет о том, что ему необходи​мо изучить научную литературу по данному вопросу (он это по факту сделал уже перед нача​лом работы над темой опыта), диагностировать способности (или их отсутствие) обучаемых, разработать приёмы (и т. д.) ли​бо сделать какое-то планиро​вание.

Примерные цели и задачи опыта

Тема опыта: Использование интерактивных приёмов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории на II, III ступени общего среднего образования

Цель опыта

Цель опыта: активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования интерактивных приемов и методов.

Задачи опыта

​ определить комплекс интерактивных приёмов, обеспечивающих повышение познавательной активности учащихся;

​ модернизировать свой опыт на основе использования интерактивных приёмов и методов, обновить практику проектирования учебных занятий и осуществление образовательного процесса на основе использования интерактивных приёмов и методов;

​ систематизироват<wbr />ь наработанные методические и дидактические материалы, создать «тематическую копилку» заданий для учащихся __ класса, разработанных по принципам интерактивного обучения.

3.​ Иногда довольно про​странные и неточные рассу​ждения об актуальности опы​та (при ограниченном объёме работы) свидетельствуют о том, что педагог не совсем отдаёт себе отчёт, почему он выбрал для представления на экзамене на соответствие высшей квали​фикационно<wbr />й категории имен​но эту тему, и приводят к тому, что на основную часть работы, где и должен быть представ​лен собственный опыт, прихо​дится меньше страниц, чем на обоснование актуальности и научных основ опыта. Педагог должен чётко сформулировать мысль о том, что подвигло его к работе именно над этим во​просом, т. е. какие проблемы, существующие в современной жизни, обучении и воспитании детей, их развитии он посчитал нужным решить в своей педа​гогической деятельности; пока​зать, что его работа над данной темой является жизненно не​обходимой и полезной для де​тей, других педагогов и обще​ства в целом.

4.​ Необоснованно большое количество представленных фамилий и содержания работ учёных при научном обоснова​нии опыта (необходимо ука​зывать лишь те, на содержание работ которых опираются). При этом работа превращается в ни​кому не нужный реферат по об​зору какой-либо темы.

5.​ Трудности в разработке чёткого алгоритма действий (или его отсутствие) при ис​пользовании различных форм и приёмов педагогической дея​тельности (напоминаем о не​обходимости следования требо​ваниям технологичности пред​ставления опыта).

6.​ Не всегда при интересном содержании сущности опыта пе​дагог может (в письменном ви​де) чётко определить крите​рии оценки результативности и эффективности опыта и пре​зентабельно их представить, причём при устной защите опы​та порой достаточно успешно это делает, демонстрируя по​нимание данного вопроса. Важ​но показать (доказательно), как реализованная им система ра​боты помогла обучаемым овла​деть определёнными знаниями, умениями и навыками, создала условия для развития творче​ских способностей, личностных качеств, психологической ре​лаксации, здоровьесбережен<wbr />ия, сформировала интерес к изуча​емому предмету и искусству в целом и т. д. (в соответствии с излагаемой темой опыта).

7.​ Иногда количество стра​ниц приложений значительно превышают разрешённый нор​мативным документом объ​ём. Чаще всего это происходит в том случае, если педагог не понимает, что каждое из пред​ставленных приложений необходимо для раскрытия содер​жания опыта и подтверждения его результативности и эффек​тивности. Хотя многие из при​ложений достаточно интересны и могут быть (и в дальнейшем бывают) отдельными публи​кациями, но совсем не обяза​тельно представлять в качестве приложения целые дидактиче​ские планы-конспекты уроков и занятий или сценарии меро​приятий, сканированные грамо​ты (форматом А4) учащихся и самого педагога и пр.

8.​ Недочёты в оформлении ра​боты (список литературы, титуль​ный лист, шрифт и пр.). Необходи​мо внимательно изучить требова​ния к оформлению опыта.

9.​ Ошибки терминологиче​ск<wbr />ого характера (см. норматив​ные правовые документы).

10.​ Разработанные уроки и занятия чаще всего достаточно интересны и, как правило, тесно связаны с темой опыта и под​тверждают его эффективность. Но иногда учителю сложно са​мостоятельно, без наводящих вопросов перейти от содержа​ния урока, занятия к содержа​нию опыта. Учи​телям необходима подготовка к публичному выступлению, что​бы логично выстраивать своё выступление, чтобы не меша​ла излишняя эмоциональность и пр.

11.​ Обращаем внимание на то, что для учителей всех предметов существу​ют предметные журналы, необходимость изучения со​держания которых и постоян​ная подписка на них очевидны. В журналах в помощь педагогам постоянно печатаются материа​лы по подготовке к экзаменам, можно познакомиться с норма​тивными правовыми докумен​тами, программами, вопросами методики преподавания, разра​ботками уроков и занятий, ма​териалами из опыта работы (во многих публикациях даются пра​вильно оформленные списки ли​тературы). Помимо этого, жур​нал предоставляет педагогам возможность для публикации своих разработок, статей, мате​риалов о своих учреждениях об​разования, коллегах и учащих​ся и пр.

Литература:

1.​ Богачева, И.В., Фёдоров И.В. 15 советов учителю: как подготовить собственный педагогический опыт к его представлению на квалификационном экзамене.

2.​ Голубова, М.Н. Экзамен как фактор личностно-профес<wbr />сионального развития педагога: анализ результатов аттестации учителей изобразительного искусства, музыки, театральных дисциплин, музыкальных руководителей. – Мастацкая і музычная адукацыя. - №4. – 2016.

СХЕМА РАБОТЫ ПО ПУНКТУ 30 ПАОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ

Педагогический работник имеет право на присвоение квалификационной категории без стажа работы в должности, по которой аттестуется.

С должности (ей)

На должность

Учителя или преподавателя

Учителя-дефектолога

Методиста

Педагога-организатора

Педагога социального

Педагога-психолога

Воспитателя, воспитателя ДУ

Концертмейстера, аккомпаниатора

Тренера-преподавателя

Руководителя физического воспитания

Мастера производственного обучения

Учителя-дефектолога

Учителя

Мастера производственного обучения

Воспитателя

Учителя-дефектолога, воспитателя ДУ, педагога социального

Воспитателя-методиста ДУ, методиста, воспитателя

Учителя-дефектолога, воспитателя, педагога социального, педагога-психолога

Воспитателя дошкольного учреждения

Воспитателя дошкольного учреждения

Педагога социального, педагога-психолога

Учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного учреждения, концертмейстера, аккомпаниатора

Музыкального руководителя

Учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного учреждения, воспитателя, музыкального руководителя, тренера-преподавателя, мастера производственного обучения, культорганизатора, методиста, концертмейстера, аккомпаниатора, педагога-организатора

Руководителя кружка

Учителя или преподавателя, концертмейстера, музыкального руководителя

Аккомпаниатора

Учителя или преподавателя, аккомпаниатора, музыкального руководителя

Концертмейстера

Учителя или преподавателя, тренера-преподавателя, инструктора по физической культуре, инструктора-методиста по физической культуре, воспитателя дошкольного учреждения, воспитателя

Руководителя физического воспитания

Педагогические работники, имеющие высшую категорию согласно этому пункту, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена.

ПАМЯТКА

  • Педагогический работник, который изъявил желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, подаёт письменное заявление в аттестационную комиссию до 31 марта текущего учебного года, которая принимает решение о допуске его к аттестации.
  • Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории, могут педагогические работники, которые имеют стаж работы в должности, по которой аттестуются 2 года, высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» - 3 года с момента присвоения предыдущей квалификационной категории.
  • Лица, которые получили диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы, один год.

В стаж работы не учитывается период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.