Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Информационная безопасность

Дата: 30 сентября 2021 в 14:31, Обновлено 25 мая 2023 в 17:23
Автор: Шевчик О. В.

Мы живём в век информационных технологий. Сегодня почти у каждого ребёнка есть доступ к устройству — персональному компьютеру, смартфону или планшету с возможностью выхода в Интернет.

Интернет, в свою очередь, может быть как другом, помощником в жизни и в учёбе, так и врагом: в онлайн-пространстве хранится немало информации, которая может навредить ребёнку, его развитию, психическому здоровью, подвергнуть его опасности, в том числе физической.

Что подразумевается под информационной безопасностью?

Информационная безопасность определяется как «состояние защищённости детей, при котором отсутсвует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся в нашем учреждении все учащиеся имеют право на «...защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию…». 


Памятка: Как вести себя в Интернете?

! Нельзя:

  • 1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы и проч.), а также отправлять свои фотографии, фотографии своей семьи и друзей);
  • 2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
  • 3. Грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно;
  • 4. Распоряжаться деньгами своей семьи без разрешения старших — всегда спрашивай родителей;
  • 5. Встречаться с Интернет-знакомыми в реальной жизни — посоветуйся по этому поводу со взрослым, которому доверяешь.

! Осторожно:

  • 1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам;
  • 2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться — проверь, нет ли подвоха;
  • 3. Незаконное копирование файлов в Интернете — воровство;
  • 4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети — они всегда помогут;
  • 5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

Можно:

  • 1. Уважай других пользователей;
  • 2. Пользуешься Интернет-источником — делай ссылку на него;
  • 3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;
  • 4. Обращайся за помощью к взрослым — родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут.

Киберликбез

Интернет-мошенники хитры и активны - на их уловки попадаются все больше людей. Как обезопасить себя?

Словарь

Фишинг

Это поддельные сообщения-ссылки вроде «Вам поступил де­нежный перевод», которые приходят на электронную почту (чаще), через СМС или мессенджеры.

Если просто откроете (прочтете) сообщение - ничего страшно­го. Но как только перейдете по зараженной ссылке внутри письма или введете там персональную информацию - мошенники получат доступ к данным на компьютере или телефоне. Им не составит тру­да захватить ваши странички в соцсетях, украсть реквизиты бан­ковских карт.

ПЕРЕХОДИТЬ ПО ССЫЛКАМ ИЗ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖ­НЫХ ПИСЕМ НЕЛЬЗЯ

Вишинг

Это прием, когда мошенники выведывают ло­гины/пароли через звонок по телефону. Узнав нуж­ные данные, преступники снимают с карты деньги и исчезают навсегда.

Если посторонний просит CVV-код - он 100% хочет опу­стошить ваш счет.

СРАЗУ КЛАДИТЕ ТРУБКУ, ЕСЛИ ЗВОНЯЩИЙ ПРОСИТ ЛОГИН/ПАРОЛЬ ОТ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА ИЛИ ДАННЫЕ ИЗ СМС

Многофакторная (двухэтапная) аутентификация

Это дополнительная защита. То же самое, что второй замок на двери, ключ от которого находится в другой связ­ке.

Если вы включите ее (во вкладках «Настройки», «Кон­фиденциальность»), то приложение будет просить не один пароль, а два (или даже больше).

Вход в аккаунт станет дольше, но на сегодня это самая работающая защита - убережет от 99% распространенных атак.

ВКЛЮЧИТЕ МНОГОЭТАПНУЮ АУТЕНТИФИКАЦИЮ

Фальшивый сайт

Это интернет-страница, повторяющая оформ­ление настоящей. Вот только данные, которые вы вводите на ней, идут прямиком в руки мошенни­ков.

Визуально заметить подмену сложно, но есть характерные маркеры:

- замочек слева от адресной строки не замкнут или есть надпись «Не защищено»;

- электронный адрес ненастоящий или буквы в нем перепутаны (bel-post.by вместо belpost.by, bealrusbank.by вме­сто belarusbank.by).

ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИТЕ НА АДРЕСНУЮ СТРОКУ САЙТА

Удаленный доступ

Мошенники просят установить из GooglePlay или AppStore приложение (чаще всего - AnyDesk или TeamViewer, но есть и дру­гие) и с его помощью получают доступ к чужому гаджету. Они смогут увидеть и записать все ло­гины/пароли/коды, которые вы вводите в соцсе­тях, интернет-банкинге.

ОТКАЖИТЕСЬ, ЕСЛИ НЕЗНАКОМЕЦ ПРОСИТ ВАС УСТАНОВИТЬ КАКОЕ-ЛИБО ПРИЛОЖЕНИЕ

Защита от лишних звонков

Откройте «Вайбер» на телефоне, войдите в раз­дел «Еще» (правый нижний угол) и выберите вклад­ку «Настройки». Нажмите на «Вызовы и сообщения» и активируйте пункт «Защита от лишних звонков». Если такой строчки нет - обновите «Вайбер».

Теперь вы не будете получать звонки от неиз­вестных контактов (они автоматически получат по­метку «пропущенный»).

АКТИВИРУЙТЕ ЗАЩИТУ ОТ ЛИШНИХ ЗВОНКОВ СЕБЕ И БЛИЗКИМ

Топ-8 грязных схем

ЗВОНОК ИЗ БАНКА

Звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка и уверяет: «С вашей карты кто-то хотел похитить деньги, для отмены операции назовите свои данные». Выманив сведения, мошенник выводит со счета все средства и исчезает.

Как не попасться? Скажите, что вы не клиент этого учреждения (даже если это так). Если на той стороне мгновенно переключат на «специалиста из вашего банка» - это точно мошенничество.

Или просто положите трубку и перезвоните в банк сами. Только номер телефона смотрите не во «Входящих», а на сайте.

СБОР ДЕНЕГ НА ЛЕЧЕНИЕ

Мошенники в соцсетях создают группу якобы с целью сбора средств на лечение тяжелобольного. Деньги предсказуемо забирают себе.

Как не попасться? Запросите у администратора группы справки, документы, другие дополнительные сведения.

ПИСЬМО ОТ ДРУГА

Преступник взламывает чужие соцсети и рассылает друзьям пользователя сообщения с просьбой сбросить денег или отправить откровенные фото. Мошенник заранее изучает переписку жертвы и выбирает максимально похо­жий стиль письма.

Как не попасться? Позвоните другу и уточни­те, действительно ли он вам пишет.

Если нет возможности позвонить - напишите в другом мессенджере.

ДЕШЕВЫЕ ВЕЩИ

Вор создает в социальной сети (чаще - в Instagram и «ВКонтакте») страницу якобы интернет-магазина с подозрительно низкими ценами. Когда жертва вносит предо­плату или перечисляет всю стоимость товара, то оказывается в «черном списке» и больше не может связаться с продавцом.

Как не попасться? На странице найдите реквизиты продавца (как минимум, УНП, который должен указываться обязательно) и проверьте их на сайте kartoteka.by, поищите отзывы через поиско­вик.

Настаивайте на отправке с наложенным платежом (оплата при получении).

АРЕНДА КВАРТИР

Выставив низкую цену за аренду квартиры, мошен­ник ждет откликов. В переписке уверяет: интерес боль­шой, чтобы оставить бронь - внесите предоплату. Дальше два пути: или бросает фейковую страницу и сразу крадет введен­ные данные карты, или дает реальные реквизиты своего пластика (усыпляет бдительность). Во втором случае будьте готовы получить сообщение об отмене сделки с извинениями и просьбой прислать информацию о счете якобы для возврата средств.

Как не попасться? Настаивайте на личной встрече для переда­чи денег под расписку.

Еще одна простая проверка - попросить созвониться: фальши­вые «арендодатели» под разными предлогами избегают живых раз­говоров.

ЗАНЯТОЙ ПОКУПАТЕЛЬ

Человек активно интересуется товаром на торговой площадке (том же «Куфаре») и просит либо отправить по­сылку курьером (тяжело нести с почты/не может отлучиться с работы), либо прямо сейчас принять предоплату на карту. Следом в переписку летит фишинговая ссылка, где нужно указать данные карточки.

Как не попасться? Откажитесь от таких форм оплаты/доставки.

Не вводите данные карты (особенно - срок действия и CVV-код) на сайтах, куда перешли по ссылкам от незнакомцев.

Не соглашайтесь уходить с торговой площадки и продолжать переписку в другом приложении.

РОЗЫГРЫШИ И ЛОТЕРЕИ (ОТДАМ ДАРОМ)

На почту или в личку приходят письма вроде «Вы сделали репост и выиграли приз!». Или кто-то на сай­те-барахолке обещает отдать даром дорогой гаджет. Следом - условия получения: надо указать паспортные данные и за­платить за доставку (страховку).

Как не попасться? Не переходите ни по каким ссылкам из пись­ма (даже если они якобы ведут к результатам игры). Черезпоис­ковик узнайте, действительно ли розыгрыш был проведен, есть ли другие призеры.

МНЕ ТОЛЬКО ПОЗВОНИТЬ

Человек просит ваш телефон срочно позвонить кому- то, потому как у него сел аккумулятор. Получив мобиль­ный, мошенник быстро устанавливает на него следящее приложение. Как только вы решите войти в интернет-банкинг, вор перепишет данные и опустошит счет или прямо в личном кабинете возьмет кредит.

Как не попасться? Лучше вовсе не давать свой смартфон кому- то. Или набирайте номер сами и блокируйте экран, когда будете передавать гаджет для разговора.


Внимание! Современные способы мошенничества в интернете

и ответственность за них (смотреть)

Осторожно, мошенники в Интернете (смотреть)

Другие полезные памятки для учащихся


Внимание! Современные способы мошенничества

  в интернете и ответственность

ВНИМАНИЕ! СВАТТИНГ! (смотреть)

Как не стать жертвой киберпреступника (смотреть)

Памятка для родителей

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.