Информация для родителей по предотвращению
и профилактике употребления наркотиков
Проблема употребления наркотических средств, психотропных веществ среди молодежи является одной из самых актуальных медико-социальных проблем в нашей стране. В наше время подростки могут столкнуться с наркотиками гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Глобальная сеть Интернет, стала основной площадкой для распространения наркотиков. Географическое положение гомельщины делает область не только территорией транзита наркотиков, но и провоцирует рост несовершеннолетних наркопотребителей в области. Большинство из них не осознает свое проблемное поведение и не обращается за помощью к врачам-психиатрам-наркологам. Важно, как можно раньше выявить такого подростка, предупредив тем самым развитие у него наркотической зависимости.
Признаки употребления наркотиков
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
-Нарастающая скрытность ребенка, которая может сопровождаться увеличением количества продолжительности «гуляний», стремлением к уединению, явное избегание встреч со взрослыми членами семьи;
- Беспричинные уходы из дома;
- Поздний отход ко сну, долгое залеживание в постели по утрам;
- Снижение интереса к учебе или привычным увлечениям. Прогулы школьных занятий;
- Ухудшение памяти и внимания;
- Появление трудностей в сосредоточении на чем-то конкретном, снижение успеваемости;
- Наличие непонятного происхождения денежных сумм, либо стремление занять деньги;
- Появление новых сомнительных друзей, поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении;
- Неопрятность во внешнем виде, склонность к прослушиванию специфической музыки;
- Беспричинная смена настроения, заторможенность, вялость;
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
- Бледность или покраснение кожи, темные круги под глазами;
- Расширенные или суженные зрачки, на свет не реагируют;
- Покрасневшие или мутные глаза;
- Несвязная, замедленная или ускоренная речь;
- Потеря аппетита, потеря веса;
- Хронический кашель;
- Бессонница ночью или сонливость днем;
- Поведение — «как у пьяного», но запаха алкоголя нет, нарушена координация движения (пошатывание или спотыкание);
- Резкие скачки артериального давления;
- Расстройства желудочно-кишечного тракта;
- Судорожный синдром с потерей сознания, обморочные состояния;
ОЧЕВИДНЫЕ ПРИЗНАКИ
- Стеклянные или пластиковые трубочки (пипетки), фольга, обожженные или содержащие смеси трав;
- Маленькие прозрачные пакетики со смесью трав или белыми кристаллическим веществом;
- Пузырьки, жестяные банки, пластиковые бутылки, лампочки;
- Капсулы, таблетки или иные медицинские препараты (глазные капли, таблетки от кашля), не назначенные врачом;
- Папиросы в пачках от сигарет;
- Следы от уколов (особенно по ходу вен), порезы, синяки, ожоги;
- Шприцы, вата, медицинские жгуты
Любая из перечисленных вещей, как и следы от уколов на теле, — это те самые «звоночки», которые ни в коем случае нельзя пропустить!!!
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ НАРКОТИКОВ
- Основным элементом воспитания уверенного в себе ребенка, является эмоциональная атмосфера в семье. От отношений внутри семьи, насколько они теплы и доброжелательны во многом определяется выбор подростка в пользу употребления наркотиков, либо отказа от них.
- Четко определите свое отношение к наркотикам. Модель поведения родителей усваивается детьми. Именно Ваша устойчивая позиция влияет на выбор сделанный подростком.
- Не впадайте в иллюзию, будто ваш ребенок идеален и с ним никогда не случится ничего подобного.
- Попытайтесь увлечь ребенка различными видами деятельности, в спорте или музыке, творчестве. Избегайте ожидания безусловной успешности ребенка в выбранном виде деятельности. Организовав досуг, вы дадите альтернативу праздному времяпрепровождению во дворах и подворотнях. Как известно, первые пробы наркотиков происходят в ситуации «ничегонеделания», и в компании сверстников. Проводите больше времени вместе!
- Постройте семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было обсуждать любые проблемы. Объясните, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить попробовать наркотики. Познакомтесь с друзьями Вашего чада. Вы должны быть в курсе увлечений своих детей.
- Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Помогайте ему выбирать и ставить перед собой реальные цели. Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка.
- Узнайте как можно больше о наркотиках. Изучите сигналы опасности, чтобы знать, как увидеть беду и знать, куда обратиться.
Что делать если ребенок пришёл домой в состоянии опьянения:
- Не кричите! В первую очередь поинтересуйтесь, как он себя чувствует, нужна ли ему помощь. Искренний испуг и забота на вашем лице будут лучше нотаций. Отложите серьезный разговор на утро.
- Помогите ему умыться и уложите спать, но не оставляйте одного, осуществляйте постоянное наблюдение за его поведением и состоянием.
- В разговоре сохраняйте спокойствие. Узнайте кто предложил наркотики Вашему ребенку, кто и где приобрел, а главное почему он согласился их употребить. Будьте осторожны с преждевременной критикой его друзей.
- Расскажите ему о чувствах, которые Вы испытывали, когда тот задержался допоздна и не отвечал на телефонные звонки. Поинтересуйтесь самочувствием ребёнка. Он должен понять, какой вред причинил организму. Покажите, что такое поведение неприемлемо в вашей семье.
- Ругать точно бесполезно, потому что это действие приведет лишь к тому, что ребенок замкнется и перестанет вам доверять. Лучше помочь ему разобраться в этой теме, объяснить физиологию и последствия употребления наркотиков, поговорите про то, что веселиться можно и без наркотиков.
- В случае неадекватного, агрессивного (аутоагрессивного) поведения, при ухудшении соматического состояния ребенка вызовите бригаду скорой медицинской помощи.
Куда обратиться за помощью, если ребенок употребляет наркотики или возникли подозрения:
Если вы заметили признаки употребления наркотиков, обращайтесь за помощью к врачу-психиатру-наркологу. Медицинскую помощь, консультацию, при самостоятельном обращении можно получить анонимно.
Наркологическую помощь в области можно получить:
- в центральных районных больницах;
- в учреждении «Гомельский областной наркологический диспансер».
Также не выходя из дома, Вы можете получить ОНЛАЙН— КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА НА САЙТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ «Гомельский областной наркологический диспансер»: www.narcology.by и в официальном аккаунте социальной сети Инстаграм @narcology.gomel
А также в анонимных консультативных подростковых кабинетах в г. Гомеле:
Признаки употребления наиболее распространенных психоактивных веществ
Вид ПАВ |
Прямые признаки употребления |
Косвенные признаки употребления |
|
Действие на человека |
Поведение |
||
Марихуана, «Спайс» |
Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, сухость во рту, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, жажда, тяга к сладкому |
Приступы смеха, веселости, которые могут сменяться тревогой, испугом, выраженная потребность двигаться, ощущение «невесомости», неудержимая болтливость, изменение восприятия пространства, времени, звука, цвета |
Наличие окурков, свернутых вручную, тяжелый травяной «запах» от одежды, частые резкие, непредсказуемые смены настроения |
Мак, героин, кодеин, дезоморфин |
Бледность кожных покровов, резкое сужение зрачков, реакция на свет слабая, пониженное артериальное давление |
Оживление или заторможенность (полуприкрытые веки, неподвижность, «клюют носом», не реагируют на внешние раздражители), «поза эмбриона», нарушение сна (отсутствие сна ночью, долгий сон утром) |
Следы от уколов на руках, кистях, ногах, наличие шприцов, игл, закопченных ложек, прожженная сигаретами одежда, темные очки, одежда с длинными рукавами, похудание, неряшливость, внешний вид нездорового человека, пропажа денег, ценностей, потеря прежних интересов, перепады настроения, различного рода противоправные действия, лживость |
Амфетамин, кокаин |
Бледные кончик и крылья носа и слизистых, иногда покраснение лица, расширенные зрачки, воспаление конъюнктивы, повышение артериального давления, учащенный пульс, повышенная температура, повышенный аппетит |
Состояние повышенной активности, самоуверенности, оживление, быстрая речь, маниакальность, гневливость |
Наличие пакетиков с остатками белого порошка, бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой активностью, частые резкие, непредсказуемые смены настроения. |
Экстази |
Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, повышение температуры, потливость, нарушение сердечного ритма, отсутствие аппетита |
Состояние безмятежного счастья, чувство эмоциональной близости и любви к окружающим, повышенная активность, потребность постоянно двигаться |
Наличие разноцветных таблеток или капсул, во время «кайфа» потребление большого количества жидкости, беспричинная депрессия, нарушение сна. |
Общие признаки начала потребления психоактивных веществ
- Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
- Отчужденность, эмоциональное «холодное» отношение к окружающим, скрытность, лживость.
- Немотивированные эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
- Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
- Частые необъяснимые телефонные звонки, уход из дома
- Эпизодическое наличие непонятного происхождения денежных сумм. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
- Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
- Наличие атрибутов наркотизации (шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток от таблеток, пакетиков из целлофана или фольги и др.).
- Изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодическая тошнота, рвота.
- Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражение на коже, слизистых.
- Беспричинное сужение или расширение зрачков.
Решающим признаком употребления подростком психоактивных веществ является выявление состояния наркотического опьянения, синдрома отмены, признаков хронической интоксикации, установленных врачом психиатром-наркологом.
Что необходимо знать педагогам и родителям
Воздействие ароматического дыма смесей несет в себе 3 типа опасности.
- Местные реакции, возникающие в результате непосредственного раздражающего действия дыма на слизистые оболочки. Практически все курильщики миксов жалуются на кашель, слезотечение, осиплость горла во время и после курения. Регулярное попадание ароматного дыма на слизистую вызывает хронические воспалительные процессы в дыхательных путях (фарингиты, ларингиты, бронхиты). Велика вероятность возникновения злокачественных опухолей ротовой полости, глотки, гортани и бронхов.
- Реакция центральной нервной системы. Воздействие на нее компонентов дыма миксов зависит от состава смеси. Реакция курильщиков весьма многообразны: эйфория, беспричинный смех или плач, нарушения способности сосредоточится, ориентироваться в пространстве, галлюцинации, полная потеря контроля над собственными действиями. Все эти реакции сами по себе несут угрозу жизни человека. Известны случаи, когда обкурившиеся подростки отправлялись «на прогулку» через окно 8-го этажа, срывали с себя одежду и бегали голышом по морозу. Систематическое курение миксов приводит к необратимым деструктивным процессам в центральной нервной системе. Снижается внимание, ухудшается память, замедляется мыслительная деятельность. Появляется склонность к депрессиям. Уже доказано, что курительные смеси вызывают наркотическую зависимость.
- Токсические реакции. Дозировать поступление в организм сильнодействующих веществ с ароматическим дымом невозможно, что может вызвать непредсказуемые эффекты – тошноту, рвоту, сердцебиение, повышение артериального давления, судороги, нарушения сознания вплоть до комы. С такими симптомами в 2012г. госпитализированы десятки потребителей курительных смесей практически во всех крупных городах России. В большинстве своем это подростки.
Последствия употребления
- тяжелые нервные расстройства по типу депрессивного синдрома, суицидальных попыток;
- развитие психической и физической зависимости, как и при употреблении других видов наркотических веществ;
- поражение центральной нервной системы: снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей, нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания); координации движений, режима сна, потеря эмоционального контроля (резкие перепады настроения);
- психозы, психические нарушения различной степени тяжести вплоть до полного распада личности;
- снижение иммунитета, импотенция (для мальчиков), нарушение гормонального фона (для девочек);
- риск развития сахарного диабета, рака легких и т.д.;
- поражение сердечно - сосудистой системы;
- отравление от передозировки, смерть.
Социально – психологические:
- нарушение социальных связей: потеря семьи, друзей;
- потеря работы, учебы, запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, ограничения в получении специальности, невозможность управления транспортом, получения разрешения на приобретение оружия;
- связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и привлечение к уголовной ответственности и другие преступления;
- разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям. Ослабление воли, преобладание единственной ценности по имени «наркотик», потеря смысла жизни, опустошенность, одиночество.
Более частыми становятся групповые формы употребления подростками психоактивных веществ. Группы создаются обычно «негативными лидерами», нередко взрослыми, имеющими опыт употребления наркотиков и доступ к источникам их получения. Все это приводит к определенному росту распространенности наркотизации среди части молодежи и требует немедленных широких и четких мер противодействия.
Выявление учащихся, употребляющих наркотические вещества, реализуется через взаимодействие подросткового наркологического кабинета с администрацией и педагогическими коллективами школ, – а также с органами МВД, с инспекциями по делам несовершеннолетних (ИДН), с подростковыми кабинетами поликлиник.
Администрация и педагогические коллективы школ должны проявлять максимальную «наркологическую бдительность» в плане возможного употребления учащимися наркотических в случае обнаружения у них:
Каких-либо таблеток, ампул, других медицинских форм лечебных препаратов.
Каких-либо приспособлений для инъекций – шприцов, специальных игл, жгутов и т.д., а также следов на коже, сосудах от инъекций, свежих и давних – в виде изменений поверхностных и глубоких вен в области локтевых сгибов, предплечий и других местах.
Тех или иных химических веществ – растворов, реактивов, особенно из класса органических растворителей, а также специфического «химического» запаха изо рта либо запаха, исходящего от одежды, волос, кожи лица, рук.
Различных приборов (или их деталей) для обработки растений, перегонки или очистки химических препаратов, различные приборы для курения наркотических веществ и т.п.
Необходимо иметь понятие об основных клинических признаках состояния наркотического опьянения, знание которых позволяет своевременно выявлять все случаи даже эпизодического употребления наркотических веществ. В обобщенном виде они таковы:
В одних случаях картина наркотического опьянения включает: вялость, заторможенность, малоподвижность, затруднения при установлении речевого контакта, сонливость, иногда переходящую в поверхностный сон, легко прерываемый извне. Мимика бедная, вялая, монотонная, речь замедленная, временами смазанная, нечеткая, а подчас неразборчивая. Могут наблюдаться невыраженные нарушения координации движений, равновесия, походки.
В других случаях в наркотическом опьянении преобладают: повышенное настроение, беспричинная радость, смешливость, дурашливость, двигательная расторможенность, непоследовательность в действиях, повышенная отвлекаемость, затруднения при необходимости концентрации внимания. Речь быстрая, многословная, иногда прерывается приступами внезапного смеха; ответы, как правило, невпопад.
Подчас преобладают явления благодушия, довольства, на лице может блуждать безмятежная улыбка. Иногда наблюдаются застывания в мечтательной позе.
В некоторых случаях в состоянии наркотического опьянения более всего выражены злобность, агрессивность, раздражительность, возникающие даже по незначительному поводу. Наблюдаются нарушения почерка, других тонких и точных движений; покраснение или бледность кожных покровов; «лихорадочный блеск» или «мутность» глаз; резкое расширение либо резкое сужение зрачков.
Общими для лиц, находящихся в состоянии даже легкого наркотического опьянения, являются кратковременные нарушения мышления – в виде снижения способности к формулировки суждений, решению логических задач, выполнению обычных математических операций, а так же различные изменения поведения.
Необходимо обращать внимание на изменения самочувствия и поведения, наблюдающиеся у наркоманов в периоды лишения наркотиков и формирования у них абстинентного синдрома. Это – внешне беспричинные жалобы на боли в мышцах и суставах; общее недомогание; боли в животе, поносы; чихание и слюнотечение без других простудных явлений. Подростки становятся беспокойными, раздражительными, особенно грубыми или подавленными; они могут совершать «непонятные», неправильные поступки, обусловленные поисками наркотиков. В других случаях становятся вялыми, сонливыми, меняется их внешний облик – в связи с резким похуданием, «запавшими» глазами, особой бледностью лица.
Данные об изменениях поведения учащихся могут быть получены в ходе целенаправленных, в плане наркологической настороженности, индивидуальных систематических бесед классных руководителей с родителями учащихся. Особенности поведения учащихся выявляются также при проведении обследования их бытовых и семейных условий на дому. Факты, говорящие об измененном поведении, должны фиксироваться классными руководителями.
В ходе первичной профилактики наркомании среди подростков необходимо выявить так называемую «группу риска». Ее составляют подростки с определенной предрасположенностью к алкоголизации и наркотизации, у которых более высока вероятность возможного употребления наркотиков. Это подростки:
- с отягощенной наследственностью в плане алкоголизации, наркотизации, а так же психических заболеваний;
- с выраженными отклонениями в характере, поведении, реагировании – вследствие ранней или приобретенной (травма, нейроинфекция) органической мозговой патологии или развившихся в связи с дефектами воспитания патологических (психопатических) черт личности;
- педагогически запущенные и из социально неполноценных семей – грубо конфликтных, распадающихся, неполных, члены которых склонны к злоупотреблению алкоголем, а также у которых наблюдалось асоциальное или уголовно наказуемое поведение.
Необходимые для целенаправленной профилактической работы сведения о родителях, отрицательно влияющих на поведение детей, состоящих на учете в органах внутренних дел. Вместе с тем, следует иметь в виду, что у определенной части подростков-наркоманов внешне вполне благополучные семьи.
Необходимо учитывать, что наиболее часто первичная наркотизация идет в русле «экспериментов», отражающих возрастную психологическую специфику подростков – активные поиски ими форм самоутверждения через особое, интересное времяпрепровождение – необычное, рискованное, взрослое. Основными мотивами этих поисков являются также: любопытство, подражание (лидерам, группе), подчинение, стремление к нахождению своего места в группе, иногда – протест против норм и запретов. Это происходит обычно при отсутствии подлинных, эмоционально окрашенных интересов, духовных ценностей, навыков в организации досуга, четких позитивных социальных установок. Такие личностные и поведенческие особенности как раз свойственны подросткам, относящимся к группе риска. Именно среди них могут быть выделены подростки с определенной готовностью к наркотизации, которую обуславливают:
- низкая устойчивость к психическим перегрузкам, стрессам;
- сниженная приспособляемость к новым, сложным ситуациям, непереносимость конфликтов;
- выраженная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в сфере общения;
- импульсивность со стремлением к получению удовольствия, новых ощущений, приятных или даже неприятных, как можно быстрее и любым путем;
- психическая и социальная незрелость, инфантильность, недостаточное усвоение общественных форм поведения, постоянная избыточная зависимость от других, подчиняемость, готовность следовать за отрицательными лидерами, в том числе готовность к криминальному поведению.
Указанные выше особенности характера подростков постоянно выявляются в поведении – на занятиях, во внеурочной работе, во время производственной практики, в лагерях труда и отдыха, дома в семье, в компании друзей.
Мероприятия направленные на профилактику употребления наркотических, токсических веществ
В первую очередь мероприятия по антинаркотической пропаганде должны проводиться среди учащихся, входящих в группу риска, особенно в отношении которых установлены хотя бы единичные случаи немедицинского потребления наркотических веществ, а также подростков с асоциальными тенденциями в поведении.
Учитывая тот факт, что неквалифицированная, неосторожная информация может сама возбудить нездоровый интерес и явиться причиной возникновения стремления попробовать действие наркотиков, лекции не должны содержать сведений о способах их получения и использования, особенностях их воздействия и ощущений, возникающих при употреблении. Не следует давать перечень всех наркотических веществ, а останавливать внимание слушателей лишь на тех из них, которые являются предметом потребления в данном регионе или данной группе.
При проведении лекции следует особо подчеркнуть, что наркотики являются «медленной смертью», и подробно раскрывать их пагубное действие на организм человека, социальные последствия употребление наркотиков, необходимость и возможность своевременного лечения, а также вопросы, связанные с правовыми аспектами проблемы наркоманий.
Тактика педагога при подозрении подростка в употреблении ПАВ
Если есть подозрение в постоянном или эпизодическом употреблении учащимся психоактивных веществ – необходимо сообщить о своих предположениях родителям, рекомендовать консультацию нарколога, психолога, держать ситуацию под контролем до выяснения обстоятельств, действовать в соответствии с законодательством.
В случае подозрения на нахождение подростка в состоянии опьянения:
- вывести учащегося из класса (проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ нецелесообразно);
- поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;
- пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.
Если подросток нуждается в оказании медицинской помощи (нарушение дыхания, обморок, судороги, рвота, не реагирует на речь и т.д.) срочно вызвать скорую помощь.
Во всех школах должна создаваться атмосфера нетерпимости в отношении возможной наркотизации. В то же время подростки должны быть уверены в том, что они всегда могут получить необходимую консультацию, помощь в случаях возникновения у них проблем, связанных с наркотизацией и алкоголизацией. В случаях добровольного обращения учащихся за помощью строго соблюдаются принципы доверия, уважения, врачебной тайны. Необходимо стремиться к тому, чтобы такое обращение стало нормальным явлением, так как оно отражает рост сознательного отношения подростков к личным и социальным проблемам, а следовательно, и качество воспитательной работы.
Принципы уважения подростка, соблюдения врачебной тайны определяют действия врачей, работников учреждений образования и служб МВД во всех случаях необходимого обмена информацией по поводу конкретной наркологической ситуации в школе. Эти действия должны быть тщательно согласованы и продуманы – исходя, прежде всего, из интересов подростков.
Преподаватели учебных заведений могут настойчиво рекомендовать этим лицам обратиться к специалисту (врачу психиатру-наркологу). Целесообразно связаться с родителями, опекунами или воспитателями (если, например, ребенок находится в интернате), указав на желательность консультации со специалистом и необходимость учета прав детей и их родителей. При выявлении, например, в ходе домашнего визита или посещения студенческого общежития, острых состояний следует вызвать скорую помощь или рекомендовать близким учащегося (студента) незамедлительно обратиться к наркологам. При этом необходимо постоянно иметь в виду, что необоснованные утверждения о немедицинском приеме ПАВ могут стать поводом к конфликту между школьником или студентом (и их семьями) или учебным заведением - вплоть до судебного разбирательства. Они могут оказаться и существенным психотравмирующим фактором и привести к декомпенсации психического состояния у учащегося.
Следует помнить, что у подростка существует возможность наблюдаться в учреждениях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, в так называемой «консультативной» группе, получая помощь и рекомендации врача психиатра-нарколога анонимно. Необходимо сообщить об этом самому ребенку и его родителям, чтобы помочь до того, как экспериментирование с психоактивными веществами переросло в зависимость.
Заключение
Существуют ряд признаков, по которым можно судить об употреблении наркотиков. Конечно, для каждого вида существует своя, отличительная симптоматика, но имеются и общие признаки наркомании. Но проблема для родителей заключается в том, чтобы узнать, являются ли изменения в поведении их ребенка следствием сложного переходного возраста, или же результатом употребления наркотиков.
Если опасения родителей находят все больше и больше подтверждений, необходимо найти в себе силы поговорить с родным человеком спокойно, суметь убедить его обратиться за помощью к специалистам. Помощь нужна как пациенту, так и его близким. Сегодня существует и средство первичной диагностики – экспресс-тесты. Здесь высокая точность определения сочетается с простотой контроля результатов анализа. К тому же тестирование можно проводить во внелабораторных условиях.
Органами управления, учреждениями образования города должна проводиться планомерная работа, направленная на укрепление и сохранение физического и духовного здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, профилактику пагубных зависимостей.
Организовыть ежегодный медицинский профилактический осмотр учащихся старших классов. При подозрении на употребление алкогольных либо наркотических веществ законным представителям несовершеннолетних рекомендуется обратиться на осмотр и консультацию к врачу-наркологу.
Приглашать сотрудников РУВД, прокуратуры, КДН выступать на родительских собраниях, общешкольных линейках, лекториях с правовой информацией по проблеме наркопотребления, незаконного оборота наркотических средств и др.
Организовывать деятельность по воспитанию детей, педагогические коллективы учреждений образований в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики правонарушений принимать меры по недопущению пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей.
В учреждениях образования должны быть оформлены стенды «Подросток и закон», «Это должен знать каждый», «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки» и другие. Разработаны и распространены листовки, буклеты, брошюры, информационные бюллетени, методические рекомендации по профилактике наркозависимости и незаконному обороту наркотиков «Помощь в кризисной ситуации», «Имя беды – наркотик» и др.
С целью формирования навыков здорового образа жизни в школах продолжить преподавание факультатива «Здоровый образ жизни».
Проводить работу с родителями по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, токсикомании, пьянства и алкоголизма, противоправного поведения несовершеннолетних. С этой целью могут быть созданы родительские университеты, лектории, клубы, «Школы родительской любви».
Лечение наркоманий – задача чрезвычайно сложная и успех здесь значительно зависит от желания самого пациента. Если беда все же случилась, специалисты учреждений психиатрического и наркологического профиля всегда готовы оказать квалифицированную, в том числе анонимную, медицинскую помощь.