КОМПЛЕКС
дополнительных мер по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
на территории Гомельской области
В настоящее время в обществе происходят обесценивание духовно – нравственных идеалов, рост детской безнадзорности и беспризорности, увеличение числа неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в образовательных учреждениях. В современных условиях и семья, и школа сталкиваются с проблемой роста преступлений, правонарушений, связанных с воровством, бродяжничеством, табакокурением, игровой зависимостью, суицидом, алкоголизмом, наркоманией.
Педагог часто не знает, как распознать проявления действительно отклоняющегося учащихся, объяснить, почему, казалось бы, эффективные методы, формы работы по профилактике правонарушений не срабатывают. Родители не могут объяснить и понять: почему в их, вроде бы, благополучной семье появился ребёнок с девиантным поведением, что сделано не так, какие ошибки в семейном воспитании были допущены. Сложнее стало работать с учащимися, которые находятся на самоизоляции.
Как решить актуальную на сегодняшний день проблему профилактики правонарушений, преступлений таких учащихся? В связи с этим в учреждении образования встал вопрос о разработке онлайн-прроекта «Будущее без правонарушений», классные руководители совместно с социально-педагогической службой проводят с учащимися и родителями онлайн-беседы, консультации по правовым нарушениям.
Мероприятия по реализации проекта
1. Составление банка данных о различных категориях детей (СОП, ИПР), находящихся на самоизоляции.
2. Контроль администрации, специалистов СППС, классных руководителей за учающимися, находящихся в социально опасном положении, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа.
3. Подбор видеоматериала по профилактике правонарушений.
4. Индивидуальные онлайн-беседы с учащимися и законными представителями по вопросам профилактики употребления алкоголя, наркотических, психотропных веществ, правовых нарушений.
Профилактика преступлений среди несовершеннолетних
Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.
Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних
Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:
- Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.
- Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).
- Отсутствие занятости ребенка.
А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.
Методы профилактики детской преступности
Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Наименование проекта |
Проект «Будущее без правонарушений» |
Срок реализации проекта |
2023/2024 |
Основание для разработки проекта |
· Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь · Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь · Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 31.03.2003 · Декрет №18 от 24.11.2006г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» |
Разработчики проекта |
Педагог социальный А.В. Мартынович |
Цель проекта |
Создание комплексной системы мер по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. |
Задачи проекта |
· Формировать правосознание несовершеннолетних, включающее знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им. · Развивать у учащихся умения и навыки эффективного поведения в социуме. · Привлечь внимание структур социума, органов школьного самоуправления к вопросам профилактики правонарушений и преступлений. · Вовлечь несовершеннолетних в социально значимые виды деятельности, создать в них ситуации успеха. |
Основные направления реализации проекта |
1. Информационно – пропагандистская деятельность (профилактическая). 2. Социально – педагогическая работа с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. 3. Формирование навыков позитивной жизне-деятельности. 4. Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей. |
Механизм реализации |
· Тесное взаимодействие структур социума по предупреждению преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. |
Исполнители |
Педагогический коллектив, специалисты СППС, Совет профилактики. |
Сроки и этапы реализации |
I этап (2020/2022 г.) · актуализация банка данных о различных категориях учащихся; · составление социального паспорта УО; · организация занятости и досуга несовершеннолетних; · работа Совета профилактики; · просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию. II этап (2023/ 2024 г.) · контрольная диагностика несовершенно-летних, склонных к противоправному поведению; · создание методических рекомендаций для учителей-предметников, классных руководителей по работе с детьми, склонными к правонарушениям; · проведение профилактической работы с несовершеннолетними по вопросам профилактики суицидального поведения, культуры полового воспитания, ответственного безопасного поведения в социуме, сети интернет, профилактики употребления курительных смесей, слабоалкогольных и алкогольных напитков, наркотических веществ. |
Ожидаемые результаты |
· сокращение числа преступлений и правонарушений, совершаемых подростками; · снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей; · укрепление физического, психического и духовного здоровья обучающихся; · повышение социальной активности и заинтересованности несовершеннолетних. |
Мероприятия по реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
I. Информационно – пропагандистская деятельность (профилактика) |
|||
1 |
Актуализация банка данных о различных категориях детей (СОП, ИПР) |
январь, сентябрь 2023 г. далее ежегодно |
педагог социальный |
2 |
Проведение рейда «Забота» |
сентябрь-октябрь далее ежегодно |
Классные руководители |
3 |
Контроль администрации, специалистов СППС, классных руководителей за посещаемостью учебных занятий обучающимися, находящихся в социально опасном положении, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. |
постоянно |
специалисты СППС, классные руководители |
4 |
Диагностика учащихся, склонных к противоправному поведению |
в течение года |
педагог-психолог |
5 |
Проведение психосоциального анкетирования на предмет употребления алкоголя, наркотических, психотропных веществ и их аналогов |
сентябрь-октябрь |
педагог-психолог |
6 |
Проведение социометрии |
сентябрь, февраль |
классные руководители |
7 |
Диагностика учащихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска |
2 раза в год |
педагог-психолог |
8 |
Подбор материала для методических рекомендаций классным руководителям по работе с детьми различных категорий группы риска |
Постоянно |
Социальный педагог, зам. директора по ВР |
9 |
Индивидуальные беседы с учащимися и законными представителями по вопросам профилактики употребления алкоголя, наркотических, психотропных веществ и их аналогов, табакокурения. |
Постоянно |
Кл. руководители, специалисты СППС |
10 |
Работа Совета профилактики |
1 раз в месяц |
Педагог социальный |
II. Социально – педагогическая работа (реабилитация, адаптация) с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации |
|||
1 |
Анализ причин правонарушений, совершаемых учащимися |
По мере необходимости |
Социальный педагог |
2 |
Консультации классных руководителей по результатам диагностики |
По мере необходимости |
Социальный педагог |
3 |
Индивидуальная коррекционная работа с детьми «группы риска» по запросу классных руководителей |
По запросам учителей |
Педагог-психолог |
4 |
Индивидуальные консультации для классных руководителей, учителей предметников с целью формирования практических навыков, необходимых для работы с детьми различных категорий «группы риска» |
По запросам учителей |
Педагог-психолог |
6 |
Анализ эффективности работы с детьми «группы риска» |
Ежегодно |
специалисты СППС |
7 |
Сотрудничество УО с районным СПЦ |
Постоянно |
Администрация |
III. Формирование навыков позитивной жизнедеятельности |
|||
1 |
Содействие трудоустройству несовершеннолетних в период летних каникул |
Ежегодно |
Администрация |
2 |
Встречи с медицинскими работниками в целях пропаганды здорового образа жизни. |
По плану УО |
Кл. руководители |
3 |
Вовлечение учащихся в работу объединений по интересам, спортивные секции |
Постоянно |
Педагоги доп. образования, кл. рук. |
4 |
Оказание помощи учащимся в вопросах профессионального самоопределения. Диагностика профессионального предпочтения. |
По мере необходимости |
Педагог-психолог, кл. руководители |
5 |
Встречи со священнослужителями по вопросам духовно-нравственного просвещения несовершеннолетних |
В течение года |
специалисты СППС, классные руководители |
IV. Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей |
|||
1
|
Проведение родительских собраний, родительских лекториев, конференций для родителей с участием инспектора ИДН, сотрудников РОЧС, ГАИ, медицинских работников по вопросам формирования позитивных жизненных ценностей и правовой культуры детей подростков в семье |
по плану школы |
Администрация, специалисты СППС |
2 |
Проведение Недель правовых знаний, профилактики преступлений и правонарушений |
ноябрь, март, май |
Специалисты СППС |
3 |
Проведение классных и информационных часов по вопросам профилактики алкоголизма , курительных смесей, профилактике наркомании, по культуре полового воспитания |
согласно планов |
классные руководители |
Профилактика нарушения половой
неприкосновенности несовершеннолетних
1. Что такое нарушение половой неприкосновенности ребенка
Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
К данному виду насилия относятся:
- половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным способом;
- мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
- введение предметов во влагалище или анус;
- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
- демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
- совершение полового акта в присутствии ребенка;
- демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
- подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- патриархально-авторитарный уклад;
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
2. «Распознание сексуального насилия над ребенком».
Характер травм и заболеваний:
- повреждения генитальной, анальной областей, в том числе
нарушение целостности девственной плевы;
- "зияние" ануса;
- следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
- наличие заболевания, передающегося половым путем;
- беременность;
- недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;
- нервно-психические расстройства;
- психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения ребенка.
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.
Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.
Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Как показывает практика, в 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.
Данная форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна в гораздо меньшей степени, заслуживая в дополнение к вышесказанному более глубокого рассмотрения для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, самих детей, расширения знаний в данной области соответствующих специалистов, в первую очередь, медицинских и педагогических работников.
3. «Действия родителей по предотвращению сексуального
насилия по отношению к ребенку».
Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет. Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.
Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит. Тайна окружает сексуальное насилие.
Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них никогда не раскрывают эту тайну.
Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:
- угрозы со стороны насильника;
- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и
ребенок может жалеть его;
- жертва может считать себя виновным в насилии;
- ребенок любит насильника или нуждается в нем;
- пострадавший может быть заинтересован в особом внимании,
которое ему уделяет насильник;
- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;
- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
Почему дети должны знать о сексуальном насилии?
Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
Мы не можем избавить мир от сексуальных насильников, но мы можем уменьшить риск для наших детей стать жертвой сексуального насилия, сделать их более защищенными.
Индикаторы сексуального насилия над ребенком требуют объединенной работы ряда специалистов.
Отрицание и недоверие – это нередкие реакции на заявление о сексуальном насилии даже среди профессионалов, психологов, врачей или юристов. Острое понимание проблемы, большая настороженность и готовность рассматривать сексуальное насилие над детьми, как возможность – таковы первые шаги к распознаванию и оказанию помощи потенциальным жертвам. Сексуальное насилие над ребенком, обычно не приводит к физическому повреждению. Это является одной из причин того, что данный тип злоупотребления часто остается необнаруженным.
4. Медицинские индикаторы сексуального злоупотребления включают:
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме того, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия);
Анальные симптомы: повреждения прямой кишки; покраснение ануса; варикозные изменения; ослабление сфинктера; запоры;
Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы; расширение влагалища; свежие повреждения (раны, ссадины); сопутствующие инфекции.
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
Наличие ушибов, покраснения, разрывов или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;
Наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
Наличие передающейся половым путем болезни;
Необъяснимое вагинальное или ректальное кровотечение;
Уретральное воспаление, воспаление паховых лимфатических желез и подобные типы воспаления или заразные болезни в пределах генитальной области;
Наличие боли при уринации, опухоли или выделений, относящихся к половому члену у мальчиков;
Беременность, особенно у младших подростков.
Присутствие любого из вышеупомянутых симптомов не является само по себе указанием на сексуальное насилие. Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим изменениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большей мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов.
5. Поведенческие изменения для распознавания сексуального насилия:
Наблюдение, сообщения от других людей, регрессивное поведение, особенно у маленьких детей;
Побег из дома – наиболее частая и понятная реакция в случаях инцеста;
Несоответствующее возрастное поведение: присутствует несоответствующее их возрасту понимание половых актов;
Внезапное появление проблем, связанных с сексом: необычная сексуальная активность; сексуальное использование младших детей; чрезмерная мастурбация или мастурбация в общественном месте, несоответствующие возрасту сексуальные игры, промискуитет или чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; проституция.
Злоупотребление алкоголем или наркотиками для подъема настроения;
Фобии и страхи: боязнь раздеваться; боязнь темноты; боязнь незнакомых, особенно мужчин; страх особых ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить их дома или не хочет оставаться дома вечером с приходящей няней, боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком);
Изменения в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя; депрессия, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; истерическое поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении со сверстниками, избегание общения с прежними друзьями; отчуждение от братьев и сестер; терроризирование младших детей и сверстников; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); амбивалентные чувства ко взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
Глубокие и быстрые личностные изменения: неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; принятие на себя родительской роли в семье; отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей, вплоть до ухода из дома; суицидальные попытки или мысли;
Проблемы с обучением: резкое изменение успеваемости.
У ребенка может проявляться самоповреждающее поведение, в основе которого могут быть следующие когнитивные искажения:
• Потребность в самонаказании, снятии чувства вины: «Я плохой»;
• Способ удостовериться, что «живой»;
• Способ привлечения внимания к своей беде.
6. Существует ряд косвенных признаков, позволяющих предположить, что над ребенком совершено сексуальное насилие.
Эти признаки могут проявляться в детских рисунках. Детали рисунка, которые могут быть признаками совершения над ребенком сексуального насилия:
• Обнаженный человек;
• Путаница в изображении пола или рисунок ребенка другого пола;
• Преувеличение отдельных частей тела, например рта, в ситуации, где имел место оральный секс;
• Пропущенные части тела;
• Трудности в изображении фигуры человека (ребенок может нарисовать животное вместо человека).
7. Трудности, в своевременном выявлении случаев инцеста:
Вообще вопрос, почему детям трудно рассказывать об инцесте, считается очень важным. Причины можно объединить в три основные группы.
Во-первых, дети могут не иметь средств выразить происходящее, или им могут не разрешать это делать. Действительно, дети могут быть слишком малы или вообще не уметь говорить. Могут не иметь подходящего словарного запаса. Если ребенок не доверяет близким взрослым, то он может не знать, куда еще обратиться. Кроме того, дети могли попытаться рассказать об инцесте, но их слова проигнорировали или посчитали, что это неправда.
Во-вторых, дети подвергаются давлению и угрозам ради сохранения тайны происходящего. Здесь надо отметить, чего вообще в нашей культуре не поощряется вынесение сора из избы. А то, что сексуальные злоупотребления резко осуждаются обществом, чувствуют даже самые маленькие. Дети могут быть запуганы как угрозами физической расправы, так и моральной угрозой стать «крайним» человеком, действия которого принесут семье несчастье (отца посадят, мать узнает, будет мучиться или уйдет). Еще один немаловажный вопрос – как будут воспринимать тебя товарищи и учителя. Безвыходное положение усугубляется отсутствием образцов альтернативного поведения родителей, отсутствием психологических критериев, оценки происходящего.
В-третьих, дети могут не уметь распознать сексуальные злоупотребления, могут быть обманутыми или даже подкупленными чем-то. Речь идет о том, что родитель может представить им сексуальные злоупотребления как часть очень близких отношений, Он может даже сказать, что ради близких отношений надо чем-то пожертвовать. Угроза потерять любимого отца (любовь отца) может соседствовать с достижением статуса любимого ребенка любой ценой.
Из этого перечисления причин видно, что часть ответственности за то, что детям трудно сказать о творящемся в семье, лежит на обществе. Общество должно стать более открытым к вопросам инцеста. Детям легче говорить о сексуальных злоупотреблениях в семье, когда взрослые об этом говорят открыто.
Памятки для родителей
по вопросам половой неприкосновенности детей
Уважаемые родители!
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
- Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
- Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
- Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
- Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
- Отсутствие целей и планов на будущее;
- Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
- Пессимистическая оценка своих достижений;
- Неуверенность в себе, снижение самооценки.
- Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием. - Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы. - Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность). - Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей. - Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы
спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание одежды"), энурез, беременность. - Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях. Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
—Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый —самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
—Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
—Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
—Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
—Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
—Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.
1. Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
2. Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
3. Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
4. Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.
5. Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
6. Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе'' друзей из уголовного мира.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся.
Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка. Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
- Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.
- Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
- Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
- Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
- Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
- Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
- Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. - Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
- Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.