Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Дата: 13 февраля 2017 в 16:03
Автор: Шевчик О. В.

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

         Как его зовут?

         Сколько ему лет?

         Когда день рождения?

         Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?

Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.

Узнайте способен ли Ваш ребенок:

         Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»

         Строить рассказы по картинке (картинам).

         Сочинять сказки.

         Находить слова с определенным звуком.

         Членить предложения.

         Заучивать наизусть стихи(прозу).

Знает ли он:

         Цифры (от 0 до 10).

         Дни недели и месяцы ( последовательно)

Может ли он:

         Назвать числа в прямом и обратном порядке.

         Соотносить цифру и число предметов.

         Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.

         Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

         Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.

         Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.

         Лепить одиночные фигурки и целые композиции.

         Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.

Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

         Под музыку;

         В заданном темпе;

         Ритмично передвигаться.

Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:

         Классики;

         Бадминтон;

         Настольный теннис;

         Игры с мячом.

Умеет ли Ваш ребенок:

         Петь, правильно передавая мелодию;

         Инсценировать нехитрую «музыку»;

         Ритмично двигаться под музыку.

 Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок. Не обязательно все это у него должно получаться «на отлично». В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет.
При этом важно соблюдать некоторые правила:

         Не торопить ребенка.

         Учитывать его настроение, самочувствие, желание.

         Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия,  тяжело даются.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ-ПЕРВОКЛАССНИКОМ

Первый класс — это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет первый школьный год, во многом зависят и все последую­щие. Именно сейчас ваш ребенок учится самостоятельности, ответственности, именно сейчас у него вырабатывается определенное отношение к самому понятию школа. А как часто бывает: все лето малыш жил ожиданием пер­вого сентября, вы вместе выбирали ему ранец, покупали яркие тет­радки, ручки и карандаши. И вот долгожданный сентябрь... Проходит неделя, другая, и вы замечае­те, что он уже идет в школу как на каторгу, что домашние задания делаются из-под палки, а каждое утро начинается с препинаний: «Не пойду! Не хочу! Не буду!» Только не надо сейчас с ним ссориться: все равно ни к чему хорошему это не приведет, только хуже будет. Если уж это произошло, скажите себе «Стоп!» и попробуйте вмес­те с малышом начать все сначала.

  1. Будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть вашу улыбку и слышать ласковый голос. Не дергайте его по пустякам, тем более не стоит утром вспоминать вчерашние оплошности (даже если перед сном он так и не убрал на место игрушки — сейчас не время делать ему по этому поводу замечание).
  2. Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу—это ваша, а не его задача. И если он не успевает собраться — это ваша вина: завтра разбудите его раньше настолько, насколько он задержался сегодня.
  3. Не отправляйте ребенка в школу голодным, даже если малыш кушает в школе.
  1. Не прощайтесь с ним предупреждениями типа «Смотри, не балуйся там», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня у тебя не было плохих отметок» и т. д. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти для него пару ласковых слов, ведь впереди у него трудный день.
  2. Встречая ребенка из школы, забудьте фразы типа: «Что ты сегодня получил?», «Как успехи в школе» или ироничные высказыва­ния: «Ну, как, сегодня без двоек?», «Эй, двоечник, как успехи?» Приветствуйте малыша спокойно, не обрушивайте на него сразу тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как вы сами себя чувствуете после тяжелого рабо­чего дня и многочасового обще­ния с людьми). Но если ребенок чересчур возбужден и жаждет поде­литься чем-то, едва вернувшись из школы, то не откладывайте разговора на потом, выслушайте его — это не займет у вас много време­ни. Подумайте о том, как вам иногда важно, чтобы вас выслушали.
  3. Если вы видите, что ребенок огорченно молчит — не допытывайтесь о причине, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам. А если нет — осторожно поинтересуйтесь потом сами.
  4. Интересуйтесь успехами ребенка у учителей НЕ в присутствии малыша! А, выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Для того чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субъективны, ведь они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к ученикам. Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2—3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если первоклашка поспит часа полтора — это лучший способ восстановить силы. Помните, что лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов.
  1. Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15—20 минут занятий лучше делать 10—15-минутные «переменки», и лучше, если они будут подвижными.
  2.  Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно, но если ему понадобится ваша помощь — наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, у тебя все получится», «Давай разберемся вместе», «Я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы, иначе вы быстро отобьете у ребенка охоту просить вас о помощи в будущем.
  1. Не торгуйтесь: «Если ты сделаешь, то...» Это порочная практика: у ребенка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что, учась, делает вам одолжение, за которое вы ему платите — игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кроме того, условие, которое вы ставите ему, может неожиданно оказаться невыполнимым для ребенка, и вы окажетесь в сложной ситуации: либо быть последовательной до конца — и несправедливой по отношению к ребенку, либо нарушить свое «родительское слово».
  2. Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для вас нет ничего важнее его дел, его забот, радостей и неудач.
  3. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с вашим первоклассником, а разногласия по поводу того, что педагогично, а что нет, улаживайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что все решится само собой, или что вы сами до всего дойдете. Изобретать велосипед, конечно, не возбраняется, но жизнь ребенка не самый подходящий полигон для экспериментов.
  1. Помните, что в течение учебного года бывают «критические» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижается работоспособность. Для первоклашки это первые 4—6 недель (и 3—4 недели для учеников 2—4-х классов), затем — конец второй четверти (примерно с декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к состоянию ребенка.
  2. Учтите, что даже большие дети любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание — все это успокаивает, помогает снять напряжение, накопившееся задень, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать малышу перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. д. Завтра будет новый день, и в ваших силах сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверьте, этот день можно прожить без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему нервы.

Памятка родителям первоклассников

1. Постарайтесь взять отпуск к первому сентября, хотя бы на две недели.
2. По возможности не планируйте на сентябрь-октябрь кардинальных перемен (например - рождение младенца, бракоразводный процесс, изменение места жительства, эксперименты с нетрадиционными методами питания и оздоровления, покупка домашнего животного и т. д.).
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7-летних детей. Поэтому ребёнок должен иметь возможность гулять, отдыхать и делать уроки без спешки . Если же занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего малыша, начните водить его туда за год до начала учёбы или уже со второго полугодия первого класса.
5. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
6. Постарайтесь подготовить малыша к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети, возможно, не похожие на него. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно постараться наладить хорошие отношения . Можно разыграть с помощью кукол различные ситуации, с которыми можно столкнуться в школе, и подумать, как из них можно было бы выйти. В конфликтах между детьми, которые, конечно же, неизбежны, не бросайтесь очертя голову защищать свое чадо или, наоборот, резко его отчитывать. Постарайтесь понять обе стороны, подскажите малышу, как бы вы поступили на его месте в неловкой ситуации.
7. Составьте с первоклассником распорядок дня, вместе следите за его соблюдением. Лучше еще до школы начать приучать будущего первоклассника к новому режиму, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Вам придется проявить твердость и настоять на том, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные . Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, что и уроки следует закончить никак не позднее. Лучше всего, пойдите с малышом на полчасика прогуляться перед сном, поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует. Утром начинайте будить ребенка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него было время "раскачаться".
8. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе учебы. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
9. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
10. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю и за консультацией к психологу.
11. Позаботтесь, чтобы у ребенка оставалось достаточно времени для игр, прогулок и общения со сверстниками.
12. Интересуйтесь у ребёнка, как прошёл учебный день, что было интересным, новым, удивительным. Подобное ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка.
13. Помните, что ваше общение с ребенком не должно ограничиваться темами обучения и школы.
14. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребёнка.
15. Заметив, что у малыша назревает конфликт с учительницей, немедленно встретьтесь с ней, и попытайтесь выяснить, в чем дело. Если вы поймете, что речь идет о явной антипатии или психологической несовместимости, переводите ребенка в другой класс. Вообще, при любых школьных конфликтах, как бы сложны и неприглядны они не были, малыш всегда должен чувствовать, что вы с ним - в одном лагере, помогаете ему выкарабкаться из сложной ситуации, а не ведете, заодно с директором и завучем, войну против него.
16. Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть.
17. Будьте последовательны в своих требованиях. Например, если стремитесь, чтобы ребёнок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему возможность почувствовать себя повзрослевшим.
18. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не получается, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением . Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе повторять? Когда же ты, наконец, научишься?» и т.п. – кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.
19. Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.
20. Компьютеры, телевизоры и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

21. Больше всего на свете в течение первого года обучения ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то и нет. И если Вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний Ваш ребенок потеряет веру в себя.

Рекомендации нейропсихофизиологов

для родителей будущих первоклассников

·        Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

 ·        Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

·        Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

·        Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.

·        Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

·        Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются  от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.

·        Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

 ·        При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

 ·        Проведите  «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять, с чем связаны трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой и зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

·        Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

 ·        Приводя ребёнка в 1 класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны меняться не  только место пребывания, режим, вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

 ·        Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной- он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в трудной ситуации.

 ·        Ребёнок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаться. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.

 ·        Для успешного обучения  мы должны превратить свои требования в «хотения» ребёнка.

 ·        Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.

 ·        Для гармоничного развития необходимо,  чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный  материал (логически, образно, интуитивно).

 ·        Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.