Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Охрана труда

Дата: 14 февраля 2019 в 13:46, Обновлено 22 ноября в 14:34
Автор: Шевчик О. В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Как вести себя при угрозе и во время террористического акта
Иные вопросы личной и коллективной безопасности (скачать)

ПОЛОЖЕНИЕ об общественном инспекторепо охране труда (смотреть)

ПОРЯДОК осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур (смотреть)

Инструкия по действиям персонала и учащихся при возникновении ЧС (скачать)

Конвенция 187

КОНВЕНЦИЯ ОБ ОСНОВАХ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ
БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЕ ТРУДА

Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 31 мая 2006 года на свою 95-ю сессию,

признавая глобальные масштабы производственного травматизма, профессио-нальных заболеваний и гибели людей на производстве и необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения,

напоминая, что защита работников в случае общих и профессиональных забо-леваний и травматизма на производстве является одной из задач Между-народной организации труда, предусмотренной в ее Уставе,

признавая, что случаи производственного травматизма, профессиональных за-болеваний и гибели людей на производстве оказывают негативное воздей-ствие на производительность и процесс экономического и социального развития,

отмечая пункт g) раздела III Филадельфийской декларации, в соответствии с которым Международная организация труда приняла на себя торжествен-ное обязательство способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью обеспечивать необходимую защиту жизни и здоровья трудящихся всех профессий,

памятуя о Декларации МОТ 1998 года об основополагающих принципах и пра-вах в сфере труда и механизме ее реализации,

отмечая Конвенцию 1981 года о безопасности и гигиене труда (155), Рекомен-дацию 1981 года о безопасности и гигиене труда (164) и другие акты Международной организации труда, имеющие отношение к основам, со-действующим безопасности и гигиене труда,

напоминая, что содействие безопасности и гигиене труда является частью Программы достойного труда для всех Международной организации тру-да,

напоминая о Заключениях о нормотворческой деятельности МОТ в области безопасности и гигиены труда – глобальная стратегия, принятых на 91-й сессии (2003 г.) Международной конференции труда, в частности, в отно-шении обеспечения того, чтобы в национальных программах вопросам бе-зопасности и гигиены труда уделялось приоритетное внимание,

подчеркивая важность постоянного развития национальной культуры профи-лактики в области безопасности и гигиены труда,

решив принять ряд предложений, касающихся безопасности и гигиены труда, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, и

решив придать этим предложениям форму международной конвенции,

принимает сего пятнадцатого дня июня месяца две тысячи шестого года следую-щую конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.

I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья 1

Применительно к настоящей Конвенции:

a)   термин национальная политика означает национальную политику в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, разработанную в со-ответствии с принципами, заложенными в статье 4 Конвенции 1981 года о бе-зопасности и гигиене труда (155);

b)   термин национальная система безопасности и гигиены труда или нацио-нальная система означает инфраструктуру, предусматривающую основные рамки для проведения национальной политики и национальных программ в области безопасности и гигиены труда;

c)   термин национальная программа по безопасности и гигиене труда или на-циональная программа означает любую национальную программу, включаю-щую задачи, которые предстоит решить в установленные сроки, приоритеты и средства действий, сформулированные в целях совершенствования безопасно-сти и гигиены труда, а также средства оценки достигнутых результатов;

d)   термин национальная культура профилактики в области безопасности и гигиены труда означает культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях, когда правительства, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безо-пасной и здоровой производственной среды посредством системы установлен-ных прав, ответственности и обязанностей и когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет.

II. ЦЕЛЬ

Статья 2

1.  Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, содей-ствует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных за-болеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и ра-ботников, национальной политики, национальной системы и национальной про-граммы.

2.  Каждое государство-член предпринимает активные меры в целях постепен-ного создания безопасной и здоровой производственной среды посредством на-циональной системы и национальных программ в области безопасности и гигие-ны труда, принимая во внимание принципы, заложенные в актах Международной организации труда (МОТ), имеющие отношение к основам, содействующим безо-пасности и гигиене труда.

3.  Каждое государство-член, на основе консультаций с наиболее представи-тельными организациями работодателей и работников, периодически рассматри-вает меры, которые можно было бы предпринять в целях ратификации соответст-вующих конвенций МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда.

III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Статья 3

1.  Каждое государство-член содействует безопасной и здоровой производст-венной среде посредством разработки национальной политики.

2.  Каждое государство-член на всех соответствующих уровнях содействует и стремится к достижению реализации права работников на безопасную и здоровую производственную среду.

3.  При разработке своей национальной политики каждое государство-член, с учетом своих национальных условий и практики, а также на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, со-действует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в облас-ти безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.

IV. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья 4

1.  Каждое государство-член создает, поддерживает, постепенно развивает и периодически пересматривает национальную систему безопасности и гигиены труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями ра-ботодателей и работников.

2.  Национальная система безопасности и гигиены труда включает, помимо прочего:

а)          законодательные и нормативные правовые акты, коллективные договоры, в со-ответствующих случаях, и любые другие соответствующие акты по безопасно-сти и гигиене труда;

b)   орган или ведомство, либо органы или ведомства, отвечающие за вопросы бе-зопасности и гигиены труда, созданные в соответствии с национальными зако-нодательством и практикой;

с)   механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;

d)   меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основ-ного элемента мер профилактики на производстве.

3.  Национальная система безопасности и гигиены труда, в соответствующих случаях, включает:

а)          национальный трехсторонний консультативный орган или органы, занимаю-щиеся вопросами безопасности и гигиены труда;

b)          информационные и консультативные услуги по вопросам безопасности и гиги-ены труда;

с)          профессиональную подготовку по вопросам безопасности и гигиены труда;

d)   службы гигиены труда в соответствии с национальными законодательством и практикой;

е)   научно-исследовательские работы в области безопасности и гигиены труда;

f)    механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о случаях произ-водственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимая во внимание соответствующие акты МОТ;

g)   положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими систе-мами страхования или социального обеспечения, охватывающими случаи про-изводственного травматизма и профессиональных заболеваний;

h)          вспомогательные механизмы, направленные на постепенное улучшение усло-вий в области безопасности и гигиены труда на микропредприятиях, а также на малых и средних предприятиях и в неформальной экономике.

V. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Статья 5

1.  Каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопас-ности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными ор-ганизациями работодателей и работников.

2.  Национальная программа:

а)   содействует развитию национальной культуры профилактики в области безо-пасности и гигиены труда;

b)   вносит вклад в защиту работников благодаря ликвидации или сведению к ми-нимуму, насколько это практически возможно, производственных рисков и опасностей, в соответствии с национальными законодательством и практикой, в целях предупреждения производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве, а также содействия безопаснос-ти и гигиене труда на рабочем месте;

с)          разрабатывается и пересматривается на основе анализа национальной ситуа-ции в сфере безопасности и гигиены труда, включая анализ национальной сис-темы безопасности и гигиены труда;

d)   включает задачи, цели и показатели результативности;

е)          подкрепляется, насколько это возможно, другими дополнительными нацио-нальными программами и планами, содействующими постепенному обеспече-нию безопасной и здоровой производственной среды.

3.  Национальная программа предается широкой гласности и, по мере возмож-ности, утверждается и запускается в действие высшими органами государствен-ной власти.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 6

Настоящая Конвенция не пересматривает никакую иную международную тру-довую конвенцию или рекомендацию.

Статья 7

Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.

Статья 8

1.  Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех государств-членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором Международного бюро труда.

2.  Она вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух государств-членов.

3.  Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу для каждого государ-ства-члена через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной гра-моты.

Статья 9

1.  Государство-член, ратифицировавшее настоящую Конвенцию, по истече-нии десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсиро-вать ее на основе заявления, направленного Генеральному директору Междуна-родного бюро труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через один год после даты регистрации заявления о денонсации.

2.  Для каждого государства-члена, ратифицировавшего настоящую Конвен-цию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовавшегося предусмотренным в настоящей статье правом на денонса-цию, Конвенция остается в силе на следующие десять лет, и впоследствии оно сможет денонсировать ее в течение первого года каждого последующего десяти-летия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.

Статья 10

1.  Генеральный директор Международного бюро труда извещает все государ-ства-члены Международной организации труда о регистрации всех ратификаци-онных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему государствами-члена-ми Организации.

2.  Извещая государства-члены Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 11

Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации, в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций, исчерпывающие сведения о всех зарегистрированных им ратификационных грамотах и заявлениях о денон-сации.

Статья 12

Каждый раз, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее пересмотре.

Статья 13

1.  Если Конференция примет новую конвенцию, пересматривающую настоя-щую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

а)   ратификация каким-либо государством-членом новой, пересматривающей кон-венции влечет за собой, в силу права, незамедлительную денонсацию настоя-щей Конвенции, независимо от положений статьи 9 выше и при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу;

b)   со дня вступления в силу новой, пересматривающей конвенции настоящая Конвенция перестает быть открытой для ратификации государствами-членами.

2.  Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и по содер-жанию для тех государств-членов, которые ратифицировали ее, но не ратифици-ровали пересматривающую конвенцию.

Статья 13

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

28 апреля по инициативе Международной организации труда прочно вошло в жизнь как день особого внимания к вопросам по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и является неотъемлемой частью глобальной стратегии по безопасности и гигиене труда и окружающей среды.

Международная организация труда (далее – МОТ) объявила тему этого дня на 2021 год – "Предвидеть кризис и быть готовым к нему – ИНВЕСТИРОВАТЬ СЕЙЧАС В АДЕКВАТНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА".  

В 2020 году мир столкнулся с новым вызовом – пандемией коронавируса COVID-19, который внес значительные коррективы в привычную жизнь всех стран и вызвал панику среди населения.

Пандемия затронула и регионы независимых государств. Она стала спусковым крючком не только экономического кризиса, но и жесточайшего кризиса в сфере здравоохранения. Пандемия поставила всех перед лицом беспрецедентных вызовов для сферы труда, начиная с риска передачи вируса на рабочих местах и заканчивая рисками в области безопасности и гигиены труда. Несмотря на то, что в большинстве стран региона многие предприятия были закрыты и введен режим изоляции, ряд производств, включая организации здравоохранения, продолжали работать. 

Особо высветились в этих условиях вопросы безопасности труда. В этих условиях правительствами были приняты масштабные меры по защите работающих людей. Оперативно развернуто производство масок и других средств защиты. На предприятиях осуществлялся дистанционный режим и сменность работы, проводилась дезинфекция помещений. Для медперсонала в ряде стран были введены страховые выплаты в виде увеличения заработной платы.

Особо следует подчеркнуть, что пандемия придала ускорение изменению структуры рынка труда, структуры занятости. Значительно возросло число работающих дистанционно, на «удаленке», самозанятых. Постепенно происходит сдвиг от постоянной занятости к временной, от полной занятости – к неполной. От работы непосредственно на рабочем месте – к дистанционному труду, смешанным формам. Появляется все больше нестандартных форм трудовых отношений, расширяется аутсорсинг, сфера «заѐмного труда», занятость посредством «интернет-платформ». При этом понятие и правовое регулирование многих форм занятости, включая вопросы охраны труда, законодательно не определены.

В Международной организации труда, определившей свою политику в период пандемии на основе четырех главных принципов, а именно: 

  • стимулирование экономики и занятости;
  • поддержка предприятий, рабочих мест и доходов;
  • защита работников на рабочем месте;
  • поиск решений с опорой на социальный диалог.

 

Но, не выработаны еще конкретные механизмы безопасности труда в условиях пандемии как глобального явления.

Но уже сейчас нельзя не видеть потенциальные риски, включая психоэмоциональные для работающих удаленно. Большая озабоченность возникает при использовании платформенной занятости в отраслях с повышенной степенью опасности

(строительство, транспорт, промышленность и др.). 

Надо ясно понять, что охрана труда охраняет не труд, а жизнь и здоровье работников. 

Однако необходимо отметить, что тема охраны труда зачастую уходит у работодателей на второй план, т.к. это довольно затратное направление их деятельности и в результате стабильного улучшения охраны труда, безопасности и здоровья работников, не происходит. Причин тому не мало, но есть основная – это отсутствие постоянно действующей эффективной системы обеспечения контроля и надзора за охраной труда практически на всех уровнях – от предприятия до органов исполнительной власти.

Между тем, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является основным направлением государственной политики в области охраны труда, и его       реализация – это прямая обязанность работодателя.

Пандемия стала глобальным вызовом системы безопасности и гигиены труда и нашла свое отражение в теме Всемирного дня охраны труда. 

Пандемия COVID-19 привела к тому, что правительства, работодатели,          работники         и население       в       целом        столкнулись      с беспрецедентными проблемами в связи с вирусом SARS-CoV-2 и многочисленными последствиями, которые он оказал на рынок труда.

Всемирный день охраны труда в 2021 году будет посвящен стратегиям укрепления национальных систем охраны труда в целях повышения устойчивости к кризисам сейчас и в будущем, опираясь на извлеченные уроки и мировой опыт.

 Всемирный день охраны труда 2021 года посвящен использованию элементов системы охраны труда, изложенных в  Конвенции № 187 МОТ о пропаганде безопасности и гигиены труда, подчеркивая важность укрепления этих систем охраны труда, включая службы охраны труда, как на национальном, так и на корпоративном уровне.

МОТ воспользуется этой возможностью для повышения осведомленности и стимулирования диалога о важности создания и инвестирования в устойчивые системы охраны труда, опираясь как на региональные, так и на отраслевые примеры смягчения и предотвращения распространения COVID19 на рабочем месте. Международная организация по стандартизации (ISO) опубликовала новый стандарт ISO/PAS 45005:2020 Occupational health and safety management — General guidelines for safe working during the COVID-19 pandemic "Менеджмент охраны здоровья и обеспечения безопасности. Общие рекомендации по безопасной работе во время пандемии COVID-19"

Новый стандарт является ответом на пандемию COVID-19 и повышенный риск, который это заболевание представляет для здоровья, безопасности и благополучия людей в любых условиях, включая тех, кто работает дома или в мобильных условиях, а также работников и других заинтересованных сторон.

Тема Всемирного дня охраны труда 28 апреля 2021 года, еще раз подтверждает необходимость отражения в системах управления охраной труда (далее – СУОТ) требований стандарта ISO/PAS 45005.

Также следует оценить дополнительные риски, которые могут возникнуть из-за проблем с COVID-19 и планирования мероприятий по их снижению. 

С этой целью могут применяться местные, региональные или национальные правила – к таковым в первую очередь необходимо отнести постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь. 

                                  Постановлением       Совета       Министров       Республики

Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 777 утверждена Государственная программа "Рынок труда и содействие занятости" на 2021–2025 годы.  

Реализация        Государственной       программы        будет способствовать достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций,      в       том   числе          

Цели 8 "Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех"

Государственная       программа         является   инструментом перспективного планирования. В ней определены в том числе основные направления реализации государственной политики в области улучшение условий    и       охраны     труда          

(задача 4 Государственной программы). 

В       целях        выполнения     задачи      4 предусматривается:

  • реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работающих, в том числе снижение воздействия вредных (или) опасных производственных факторов (повышенного уровня шума, вибрации, повышенных концентраций вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны и другого), на основе анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;    автоматизация и механизация производственных процессов; 
  • внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда; 
  • разработка         и       внедрение          предупредительной модели управления охраной труда, основанной на передовых и наиболее эффективных технологиях в области охраны труда;   популяризация и пропаганда охраны труда. 

В процессе реализации Государственной программы с 2021 по 2025 годы планируется

  • уменьшить       количество        работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или)

опасными условиями труда, в организациях                              с 750 000 до 690 000 человек; 

Государственная программа продолжает реализацию начатых прошлой программой мероприятий, а также предусматривает и новые: 

  • разработка инструментальной методики оценки тяжести трудового процесса при выполнении трудовых операций по перемещению грузов с помощью механизмов, толкания, без

полного поднятия и так далее; 

  • разработка методик по оценке классов условий труда с учетом применения эффективных средств индивидуальной защиты (предусматривается внесение изменения в методику проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, когда класс условий труда будет определяться с учетом применения СИЗ, таким способом мы действительно добьѐмся уменьшения количества рабочих мест с вредными условиями труда). 

За пятилетку планируется разработать и внести изменения в ряд нормативных правовых актов, содержащие требования по охране труда. 

Будут разработаны (актуализированы) некоторые типовые инструкции по охране труда.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.