Методические рекомендации для педагогических работников
по предупреждению, профилактике и устранению
насилия в учреждении образования (смотреть)
Опорная таблица анализаи
конструирования учебного занятия
- Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Рекомендации по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности
1. Использовать в практике работы Памятку учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности
2. Осуществлять систему работы по оперативному выявлению затруднений учащихся в усвоении содержания учебного предмета, учёту и своевременной коррекции знаний и умений учащихся через систематическую проверку выполнения домашних заданий, объективную оценку результатов учебной деятельности учащихся в соответствии с нормативными требованиями, качественный анализ контрольных работ, рефлексию учебной деятельности на уроке.
3. Проводить целенаправленную работу по формированию учебной мотивации учащихся путём использования разнообразных форм и приёмов организации учебной деятельности учащихся и обязательный анализ результатов работы на каждом уроке.
4. Проводить мониторинговые исследования уровня учебных достижений учащихся по основным темам.
Методические рекомендации
по организации домашнего задания (смотреть)
10 правил в подготовке современного урока
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
четко определить и сформулировать для себя его тему;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. Зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал. Для этого надо:
Подобрать литературу по теме.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать оптимальный темп урока, рассчитав по времени каждый этап. Не забыть о создании психологического комфорта на уроке. Продумать проведение физкультминутки, рефлексии.
9. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
10. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: формальную; содержательную; аналитическую.
Слагаемые успеха современного урока
Урок должен быть:
1. Личностно-ориентированным и личностно мотивированным как с точки зрения ученика, так и учителя.
2. Уроком без боязни ошибок, потому что ошибок на нем не бывает.
3. Уроком живого общения на равных.
4. С использованием современного оборудования и технологий. Но в то же время и с применением традиционных действенных приемов и средств.
5. Содержащий рефлексию на всех его этапах как средство планирования и корректировки.
6. Урок, где учитель понимает ценность каждого ученика, видя его сильные стороны, урок, где каждый имеет право на высказывание.
7. Урок, где учитель - дирижер, то есть имеет ПЛАН дирижирования.
8. С использованием требуемых на данном этапе развития общества практических навыков.
1. Поощряйте учеников. Следите за работой в классе, отправляйте позитивные отзывы родителям детей. Не забывайте находить то, за что можно похвалить даже слабых учеников, но делайте это без ущерба для их старательности.
2. Ожидайте от учеников лучшего. Установите высокие ожидания, но реалистичные. Озвучьте свои ожидания перед учениками.
3. Распространяйте энтузиазм, как вирус. Показывайте свой энтузиазм и энергетику, показывайте конкретные и понятные примеры, позволяя детям уловить и понять их.
4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке. Не проводите уроки однообразно день ото дня.
5. Назначайте работу по классу. Устанавливайте обязанности и определяйте список еженедельных задач, которые должен выполнить ваш класс. Умело распределите их среди учеников в соответствии с их способностями.
6. Распределяйте полномочия и ответственность. Если ученики получают часть полномочий учителя на себя, у них становится меньше поводов на то, чтобы жаловаться.
7. Урок в вольной форме. Позвольте раз в неделю ученикам, которые явно положительно отличились в последнее время, выбрать формат проведения урока (пускай ученики выберут лекцию, дискуссию, просмотр видео, сценическую деятельность и т. д.).
8. Соотносите ваш урок с действительностью. Делайте экскурсы в историю. Продемонстрируйте или расскажите ребятам об актуальности изучаемой проблемы, показав пример из жизни.
9. Озвучивайте цели класса заранее. В начале года или четверти озвучивайте перед учениками все задачи, которые должны быть достигнуты ими за год. Смысл этого заключается в том, что ученики не должны просто плыть по течению, находясь в школе. Им нужно дать возможность видеть, где они находятся и куда должны идти.
10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса. Следите за деятельностью и успехами ваших учеников вне стен класса. Поощряйте их достижения, старания. Объявляйте и награждайте победителей.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой.
2. Учитель заблаговременно планирует знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
4. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу.
5. Оценка обязательно комментируется.
6. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок.
7. Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.
8. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания
9. Необходимо обучать школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля.
10. Проверяйте регулярно рабочие тетради.
11. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
12. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы.
13. Продумывайте формы опроса заранее.
14. Важно поурочное оценивание!
15. Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме.
16. Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
17. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
18. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
19. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
20. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.
П А М Я Т К А
по стимулирующему оцениванию знаний учащихся
Нельзя выставлять неудовлетворительную отметку:
- По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
- Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
- Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
- В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
- На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
- В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
- На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
- Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
- Если у учащегося стоит "незакрытая" неудовлетворительная оценка по данному предмету.
Ориентировочная карта для проектирования урока Н.И. Запрудский
1. Выберите и запишите тему урока и класс
____________________________________________________________________________
2. Напишите, в каких условиях будет проводится урок, к проектированию которого вы приступаете (ученики, опорные знания умения, учебно-метод. обеспеч., программные требования, помещение, место в расписании и др.)
____________________________________________________________________________
3. Напишите, какие нормативные и методические требования нужно учесть при проектировании и проведении занятия________________________________________
4. Определите тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков
Запишите__________________________________________________________________
5. Запишите, как вы создадите среду, благоприятную для учения учащихся? _______
6. Определите обучающую цель, которую, пожалуйста, сформулируйте одним из предложенных ниже способов:
Обучающая цель урока: планируется, что учащиеся
1. будут знать…, будут уметь… 2. учащиеся смогут…. 3. учащиеся будут владеть способом….
Запишите обучающую цель урока:
____________________________________________________________________________
7. Запишите цель на языке учащихся:
____________________________________________________________________________
8. Запишите содержание выходного контроля:
____________________________________________________________________________
9. Установите задачи личностного развития учащихся и спланируйте ситуации развивающего типа
Клише Чему? Ситуация, средство, с помощью которого будет решаться эта задача
Содействовать…
Способствовать…
Создать условия для…
10. Определите и запишите ключевой вопрос для данного урока
____________________________________________________________________________
11. Опишите этапы урока Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя, а также содержание, формы и методы работы учителя и учащихся, средства обучения. Не забудьте думать, что будут делать ученики, когда вы будете кого-то спрашивать, объяснять материал, показывать слайды презентации, когда ученик будет работать у доски и т.п. Продумайте и запишите, каким образом вы будете осуществлять на этапах обратную связь. Какие для этого вы будете использовать критерии?
Этап 1. ____________________________________________________________
Этап 2.____________________________________________________________
Этап 3.____________________________________________________________
Этап 4.____________________________________________________________
12. Примите решение о домашнем задании, определите и запишите критерии его выполнения ________________________________________________________
13. Оцените разработанный урок (факультативное занятие) через призму признаков его эффективности
№ Характеристики проекта урока Да Нет
1. Осуществлена ли диагностика предстоящего урока
2. Взаимообусловлены ли все компоненты урока
3. Диагностично ли сформулирована обучающая цель
4. Представлена ли цель на языке учащихся
5. Исходят ли сформулированные задачи воспитания и
развития учащихся из противоречия между идеальным
представлеем об ученике и реальными проблемами в
воспитании и развитии учащихся
6. Ориентирован ли урок на гармоничное развитие
учащихся
7. Опирается ли дидактическая конструкция урока на
обоснованные педагогикой принципы
8. Предполагается ли опора на достигнутый учащимися
уровень обученности и их субъектный опыт?
29
9. Программируется ли посильная и напряженная работа
всех учащихся на уроке?
10. Рационально ли отобраны дидактические средства?
11. Предполгается ли дифференцированный подход к
учащимся?
12. Будет ли на уроке сотрудничество, партнерство
учителя и учащихся?
13. Предполагается ли обратная связь: обращение к цели
по ходу урока; выходной контроль; обсуждение того,
найден ли ответ на ключевой вопрос и т.п?
14. Будет ли эффективно использоваться каждая минута
урока?
15. Предложены ли учащимся критерии выполнения
домашнего задания
По результатам оценки, если необходимо, внесите в проект
соответствующие коррективы.__