ТРУДНОСТИ ПРИ ПИСЬМЕ И ЧТЕНИИ
У вашего ребенка трудности при письме и чтении? С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определённые звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, Ж-Ш. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них зачастую ужасный почерк. Письмо начинается с мотива, побуждения. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Вечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься.
Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
- Ежедневно в течение 5 мин. ребёнок в любом тексте зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например, р-л, с-ш и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин.) улучшается качество письма.
- Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
- Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
- На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных низких оценок, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
- Откажитесь от проверок на скорость чтения, потому что это вызовет дополнительный стресс у ребенка.
- Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов. многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
- Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствие и уверенности в успехе.
Рекомендации родителям:
1. Регулярно работайте со своими детьми, не исключая выходные и каникулярные дни.
2. Уточняйте, закрепляйте и расширяйте пространственные и временные представления ваших детей.
3. Пополняйте словарь ребёнка новыми словами, объясняя их значение и помогая правильно использовать их в речи. Для этого, читая вместе книги, просматривая телепередачи, наблюдая за жизнью города, деревни, природы, полно и точно отвечайте на детские вопросы, а если ребенок молчит, сами задавайте ему вопросы и объясняйте сложные слова.
4. Учите детей правильно, полно отвечать на вопросы. Ваша речь является для ребенка образцом для подражания.
5. Стимулируйте и поощряйте желание детей рассказать вам об увиденном и услышанном. Рассказ должен быть точным, правильным, логически завершенным.
6. Не переутомляйте ваших детей. Умственная нагрузка должна сочетаться с физической. Задания вашим детям нужно давать не все целиком, а небольшими порциями. Инструкции должны быть подробными, уточняющими и направляющими.
7. Общайтесь с детьми в доброжелательной обстановке. Подбадривайте и поддерживайте их.
8. Развивайте воображение детей. Учите фантазировать, создавать из частей предмета новый предмет, придумывать новое назначение старому обычному предмету.
9. Развивайте все виды памяти: слуховую, зрительную, кинестетическую, тактильную, механическую, логическую, ассоциативную.
10. Обращайте внимание на развитие мыслительных операций: - дети должны точно и подробно проанализировать увиденное и услышанное; - создавать из частей целое; - должны уметь сравнивать предметы, понятия, арифметические действия и звуки; - находить общее, различное, выделять главное; - учите детей сообщать свои знания, делать самостоятельные выводы, умозаключения; - помогайте точно классифицировать предметы и явления, цифры и звуки.
11. Развивайте устойчивость внимания, его объём, концентрацию и переключаемость. Если ваш ребенок испытывает трудности в обучении, вы всегда можете обратиться за помощью к учителю-дефектологу. Логопедические занятия проводятся по определенной системе, в игровой, занимательной форме.