Допрофильная подготовка является неотъемлемой частью профильного обучения, направлена на реализацию Концепции профильного обучения на III ступени общего среднего образования и представляет собой систему педагогической, психологической, информационной, организационной деятельности, которая содействует самоопределению учащихся 8-9-х классов в выборе ими последующих направлений профильного обучения, сферы их будущей профессиональной деятельности.
Основными задачами допрофильной подготовки являются:
выявление и развитие склонностей и способностей учащихся, формирование мотивов выбора будущей профессии и накопление практического опыта в различных сферах допрофессиональной деятельности, ориентированных на выбор профиля обучения на III ступени общего среднего образования;
оказание психолого-педагогической помощи в приобретении учащимися опыта, связанного с профессиональным самоопределением;
формирование способностей принимать решение о выборе дальнейшего направления обучения, путей получения профессии.
Подготовку учащихся к выбору профиля обучения условно можно разделить на III этапа:
I этап (обучение в 8-м классе).
Основные составляющие:
Проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими) о целях и задачах допрофильной подготовки, потребностях регионального рынка труда, образовательных возможностях учебных заведений как региона в целом, так и территориально доступной образовательной сети.
Кроме того, целесообразно издание региональных информационных материалов, знакомящих учащихся и родителей со спецификой, особенностями профильного обучения в целом и в различных учреждениях образования города или района, проведение дней открытых дверей, встреч с преподавателями высших учебных заведений, представителями различных профессий.
Проведение анкетирования учащихся 8-х классов с целью предварительной диагностики их образовательных потребностей.
На основании результатов диагностики учащихся в каждом учреждении образования выстраиваются индивидуальные модели допрофильной подготовки, составляются перечни факультативных занятий (Приложение 1).
Организация углубленного изучения предметов на дифференцированной основе в целях формирования у учащихся стойкого интереса к предмету, развития их способностей.
Углубленное изучение отдельных предметов осуществляется только по программам и учебникам, допущенным Министерством образования Республики Беларусь.
II этап (обучение в 9 классе);
III этап (по окончании 9-го класса).
Основные составляющие:
проведение анкетирования учащихся 9-х классов в начале учебного года, целью которого является изучение изменений в образовательных потребностях учащихся, внесение своевременных корректив в индивидуальные модели допрофильной подготовки, в перечень факультативных занятий (Приложение 2);
составление индивидуальных предпрофильных карт учащихся 9-х классов, в которых, как правило, отражаются результаты диагностики, даются рекомендации по выбору того или иного направления профильного обучения;
введение факультативных занятий, предполагающих повышенный и углубленный уровни изучения учебных предметов.
При организации факультативных занятий, которые составляют основное содержание допрофильной подготовки в классах II ступени общего среднего образования, необходимо обратить внимание на следующее:
перечень факультативных занятий необходимо составить по окончании учащимися 8-го класса на основе ранее проведенной диагностики;
содержание факультативных занятий должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и формировать интерес у учащихся к освоению того или иного профиля обучения;
перечень факультативных занятий должен быть вариативным, их количество - достаточным для возможности реального выбора;
учащиеся должны получить представление о различных профильных направлениях, предоставляемых учреждением образования, и в течение учебного года иметь возможность, в соответствии с собственными пожеланиями, посетить соответствующие факультативные занятия.
Эффективность допрофильной подготовки зависит от ряда факторов, в т. ч. от профориентационной работы, которая способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения степени готовности подростков к осознанному социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
При организации профориентационной работы в учреждении образования возможно создание психолого-педагогической консультации, которая проводит практическую работу по соответствующей диагностике учащихся II ступени общего среднего образования, а именно: анкетирование, тестирование, консультации и т.д. (приложение 3).
К общим вопросам организации работы психолого-педагогической консультации относится распределение функциональных обязанностей между специалистами (педагогом-психологом, педагогом-социальным, учителями-предметниками, классными руководителями и т.д.) по следующим направлениям:
психодиагностике;
психокоррекции;
информационно-разъяснительной работе;
социологическим исследованиям;
консультированию.
При отсутствии в учреждении образования психологической службы необходима совместная деятельность с районным учебно-методическим кабинетом.
В качестве дополнительных возможностей для организации допрофильной подготовки целесообразно:
привлекать к проведению факультативных занятий преподавателей учреждений высшего образования (на основании временных договоров);
использовать ресурсы дополнительного образования для организации работы кружков, клубов и студий в микрорайоне учреждения образования, в целях профессиональной ориентации учащихся, их подготовки к возможному выбору профиля обучения, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей;
использовать современные информационные и коммуникационные технологии в обучении.
Руководителям учреждений образования необходимо использовать в практической деятельности проведение мониторинговых исследований качества допрофильной подготовки, основными объектами которых являются:
уровень учебных достижений учащихся по предметам, которые изучаются углубленно;
качество и практическая направленность проводимых факультативных занятий;
результативность участия в районных, республиканских олимпиадах, в конкурсах;
разработка и защита самостоятельных проектов, творческих работ и т.д.
Результаты мониторинговых исследований учитываются при определении готовности учащихся 9-х классов к выбору профильного направления на III ступени общего среднего образования, их способности к обучению по избранному профилю обучения.
Ориентировочными критериями готовности учащихся 9-х классов к выбору профильного направления на III ступени общего среднего образования:
информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования и профессионального самоопределения;
осознанное понимание индивидуальных целей профильного обучения;
наличие собственного опыта усвоения учебного материала, сформированность практических навыков, востребованных в профильном обучении.
Анкета для учащихся 8-х классов
Дорогой друг!
Предлагаем тебе ответить на вопросы этой анкеты. Это займет только несколько минут.
Заполнить анкету несложно. Внимательно прочитай каждый вопрос и обозначай кружочком тот вариант ответа, который тебе больше подходит.
Обрати внимание: этот опрос не является проверкой твоих знаний. В анкете не следует указывать твою фамилию и имя.
Благодарим тебя за ответы на вопросы.
1. Какие предметы на повышенном уровне ты бы хотел изучить? (отметь х)
Русский язык |
Английский язык |
||
Белорусский язык |
Немецкий язык |
||
Математика |
Физика |
||
Химия |
Биология |
||
История Беларуси |
Всемирная история |
||
Обществоведение |
География |
2. Готов ли ты для изучения предмета на повышенном уровне посещать другие учреждения образования заведения? Укажи нужный ответ.
1. Да, если предмет мне интересен.
2. Да, но если это недалеко от дома.
3. Да, но только в той школе, где я смогу затем получить профильную подготовку.
4. Да, если не будет никаких других возможностей.
5. Нет, предпочитаю учиться только в своей школе
3. Какая методика изучения предметов на повышенном уровне была бы для тебя наиболее желательна?
1. Уроки, традиционные учебные занятия.
2. Подготовка и защита проектов, рефератов, курсовых работ и т.д.
3. Проведение исследований, опытов, экспериментов.
4. Обучение практической деятельности на предприятиях и в различных организациях.
5. Индивидуальные консультации с учителями, психологом.
6. Тренинги.
7. Укажи свой вариант.
4. Предполагаемое профильное направление. Отметь все возможные варианты или напиши свой вариант.
Филологическое |
|
Физико-математическое |
|
Химико-биологическое |
|
Приложение 2
Анкеты для учащихся 9-х классов «Круг интересов»
Дорогой друг!
Предлагаем тебе ответить на вопросы этой анкеты. Это займет только несколько минут.
Заполнить анкету несложно. Внимательно прочитай каждый вопрос и выбери тот вариант ответа, который тебе больше подходит.
Обрати внимание: этот опрос не является проверкой твоих знаний.
Благодарим тебя за ответы на вопросы.
Дата заполнения анкеты __________________________________
Класс: _________________________________________________
1. Назови одну из профессий в каждой из таких сфер:
- профессия, в которой объектом труда являются люди ___________________________________________________;
- профессия, в которой объектом труда является природа ___________________________________________________;
- профессия, в которой объектом труда является знаковая система ___________________________________________________;
- профессия, в которой объектом труда является техника ___________________________________________________;
- профессия, в которой объектом труда является художественный образ ___________________________________________________.
2. Представь, что ты имеешь наилучшие условия для выбора профессии в какой-нибудь из перечисленных сфер. Какую сферу из пункта 1 ты бы выбрал? Обведи соответствующий пункт.
3. Назови учебные предметы (2-3), знания которых необходимы для успешного овладения профессией, которую ты хотел бы выбрать? _________________________________________________________________
4. Если у тебя уже есть решение окончательного выбора соответствующей профессии, то насколько это решение окончательное? Поставь х в нужной строке:
не определился - _________
определился окончательно _________
5. Есть ли у тебя родственники или друзья, которые работают по выбранной тобой профессии? Подчеркни нужное.
да
нет
6. Есть ли у тебя друзья, которые твердо решили выбрать ту же профессию, что и ты? Подчеркни нужное.
да
нет
7. Какую профессию ты решил выбрать? ____________________________
8. Что привлекает тебя в в ней? Пометь х соответствующий пункт или сделай дополнительную запись:
условия труда;
процесс трудовой деятельности;
высокая заработная плата;
интенсивный труд, новые впечатления;
спокойный труд;
повышенная ответственность;
самостоятельное принятие решений;
возникновение сложных или даже небезопасных ситуаций;
контакт с людьми;
возможность творческой деятельности;
частые командировки, поездки;
возможность что-нибудь сделать своими руками;
труд на свежем воздухе;
самостоятельность в работе;
перспективность (профессиональный рост, повышение по службе);
приближенность к месту проживания.
Приложение 3
«Изучение профессиональных намерений»
Ф.И. О: _____________________________________________________
Дата заполнения анкеты _______________________________________
Класс: ______________________________________________________
Профессия родителей: _________________________________________
(при необходимости изучить степень влияния родителей на выбор учащихся).
Отвечая на тесты, подчеркни, что, на твой взгляд, является правильным лично для тебя, допиши то, чего не хватает:
Из отраслей знаний меня интересует больше всего:
естественно-научная;
общественно-научная;
техническая;
искусство;
нет соответствующих интересов.
2. В свободное время люблю заниматься:
чтением;
рисованием;
вязанием;
шитьем;
моделированием;
музыкой;