ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ
22 жнiўня <st1:metricconverter productid="2012 г" w:st="on">2012 г</st1:metricconverter>. № 101
Аб зацвярджэннi Iнструкцыi аб парадку правядзення атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя педагагiчных работнiкаў з лiку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыi) (скачать)
В помощь педагогам на подтверждение высшей категории
Критерии опыта (скачать)
Памятка по обощению опыта (скачать)
Оформление опыта (скачать)
Процедура и содержание кваликафиционного экзамена при подтверждении на высшую категорию (скачать)
Как защитить опыт? (скачать)
Согласованность целей и задачей.(скачать)
Экзамен как фактор
личностно-профес<wbr />сионального развития педагога:
анализ ошибок в ходе обобщения собственной
педагогической деятельности
(Методические рекомендации педагогам, планирующим сдавать экзамен
на присвоение высшей квалификационной категории)
Обобщить свой собственный опыт – это значит увидеть в частном общее и объяснить, каким образом Вами достигаются положительные результаты в образовательном процессе.
1. Чтобы Ваш опыт был признан успешным и эффективным
В ходе работы над описанием опыта педагогам необходимо обратить внимание на следующее:
1. Чёткая формулировка темы опыта. Необходимо тщательно изучить требования к структуре и содержанию опыта, критерии оценки опыта. Иногда ошибка в данном вопросе предопределена тем, что педагог не отдаёт себе отчёта в том, что содержание работы по самообразованию в учреждении образования (изучение актуальных вопросов образовательного процесса) в корне отличается от содержания и структуры опыта собственной педагогической деятельности, который на данный момент уже успешно реализован в образовательном процессе, привёл к высоким результатам в обучении, воспитании и развитии обучаемых. Именно это (используемые формы, методы, приёмы либо система работы, а затем их эффективность и результативност<wbr />ь) должны быть представлены на экзамене как в описании опыта собственной педагогической деятельности, так и при разработке урока или занятия и устной защите (по сути презентации) опыта.
2. Неверная формулировка темы влечёт за собой ошибочно сформулированные цель и задачи опыта (при этом содержание самого опыта порой даёт представление о достаточно высоком уровне методической грамотности педагога). Вместо представления в опыте уже достигнутых результатов педагог при формулировке цели и задач опыта пишет о том, что ему необходимо изучить научную литературу по данному вопросу (он это по факту сделал уже перед началом работы над темой опыта), диагностировать способности (или их отсутствие) обучаемых, разработать приёмы (и т. д.) либо сделать какое-то планирование.
Примерные цели и задачи опыта
Тема опыта: Использование интерактивных приёмов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории на II, III ступени общего среднего образования
Цель опыта
Цель опыта: активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования интерактивных приемов и методов.
Задачи опыта
определить комплекс интерактивных приёмов, обеспечивающих повышение познавательной активности учащихся;
модернизировать свой опыт на основе использования интерактивных приёмов и методов, обновить практику проектирования учебных занятий и осуществление образовательного процесса на основе использования интерактивных приёмов и методов;
систематизироват<wbr />ь наработанные методические и дидактические материалы, создать «тематическую копилку» заданий для учащихся __ класса, разработанных по принципам интерактивного обучения.
3. Иногда довольно пространные и неточные рассуждения об актуальности опыта (при ограниченном объёме работы) свидетельствуют о том, что педагог не совсем отдаёт себе отчёт, почему он выбрал для представления на экзамене на соответствие высшей квалификационно<wbr />й категории именно эту тему, и приводят к тому, что на основную часть работы, где и должен быть представлен собственный опыт, приходится меньше страниц, чем на обоснование актуальности и научных основ опыта. Педагог должен чётко сформулировать мысль о том, что подвигло его к работе именно над этим вопросом, т. е. какие проблемы, существующие в современной жизни, обучении и воспитании детей, их развитии он посчитал нужным решить в своей педагогической деятельности; показать, что его работа над данной темой является жизненно необходимой и полезной для детей, других педагогов и общества в целом.
4. Необоснованно большое количество представленных фамилий и содержания работ учёных при научном обосновании опыта (необходимо указывать лишь те, на содержание работ которых опираются). При этом работа превращается в никому не нужный реферат по обзору какой-либо темы.
5. Трудности в разработке чёткого алгоритма действий (или его отсутствие) при использовании различных форм и приёмов педагогической деятельности (напоминаем о необходимости следования требованиям технологичности представления опыта).
6. Не всегда при интересном содержании сущности опыта педагог может (в письменном виде) чётко определить критерии оценки результативности и эффективности опыта и презентабельно их представить, причём при устной защите опыта порой достаточно успешно это делает, демонстрируя понимание данного вопроса. Важно показать (доказательно), как реализованная им система работы помогла обучаемым овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками, создала условия для развития творческих способностей, личностных качеств, психологической релаксации, здоровьесбережен<wbr />ия, сформировала интерес к изучаемому предмету и искусству в целом и т. д. (в соответствии с излагаемой темой опыта).
7. Иногда количество страниц приложений значительно превышают разрешённый нормативным документом объём. Чаще всего это происходит в том случае, если педагог не понимает, что каждое из представленных приложений необходимо для раскрытия содержания опыта и подтверждения его результативности и эффективности. Хотя многие из приложений достаточно интересны и могут быть (и в дальнейшем бывают) отдельными публикациями, но совсем не обязательно представлять в качестве приложения целые дидактические планы-конспекты уроков и занятий или сценарии мероприятий, сканированные грамоты (форматом А4) учащихся и самого педагога и пр.
8. Недочёты в оформлении работы (список литературы, титульный лист, шрифт и пр.). Необходимо внимательно изучить требования к оформлению опыта.
9. Ошибки терминологическ<wbr />ого характера (см. нормативные правовые документы).
10. Разработанные уроки и занятия чаще всего достаточно интересны и, как правило, тесно связаны с темой опыта и подтверждают его эффективность. Но иногда учителю сложно самостоятельно, без наводящих вопросов перейти от содержания урока, занятия к содержанию опыта. Учителям необходима подготовка к публичному выступлению, чтобы логично выстраивать своё выступление, чтобы не мешала излишняя эмоциональность и пр.
11. Обращаем внимание на то, что для учителей всех предметов существуют предметные журналы, необходимость изучения содержания которых и постоянная подписка на них очевидны. В журналах в помощь педагогам постоянно печатаются материалы по подготовке к экзаменам, можно познакомиться с нормативными правовыми документами, программами, вопросами методики преподавания, разработками уроков и занятий, материалами из опыта работы (во многих публикациях даются правильно оформленные списки литературы). Помимо этого, журнал предоставляет педагогам возможность для публикации своих разработок, статей, материалов о своих учреждениях образования, коллегах и учащихся и пр.
Литература:
1. Богачева, И.В., Фёдоров И.В. 15 советов учителю: как подготовить собственный педагогический опыт к его представлению на квалификационном экзамене.
2. Голубова, М.Н. Экзамен как фактор личностно-профес<wbr />сионального развития педагога: анализ результатов аттестации учителей изобразительного искусства, музыки, театральных дисциплин, музыкальных руководителей. – Мастацкая і музычная адукацыя. - №4. – 2016.
СХЕМА РАБОТЫ ПО ПУНКТУ 30 ПАОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ
Педагогический работник имеет право на присвоение квалификационной категории без стажа работы в должности, по которой аттестуется.
С должности (ей) |
На должность |
Учителя или преподавателя |
Учителя-дефектолога |
Методиста |
|
Педагога-организатора |
|
Педагога социального |
|
Педагога-психолога |
|
Воспитателя, воспитателя ДУ |
|
Концертмейстера, аккомпаниатора |
|
Тренера-преподавателя |
|
Руководителя физического воспитания |
|
Мастера производственного обучения |
|
Учителя-дефектолога |
Учителя |
Мастера производственного обучения |
Воспитателя |
Учителя-дефектолога, воспитателя ДУ, педагога социального |
Воспитателя-методиста ДУ, методиста, воспитателя |
Учителя-дефектолога, воспитателя, педагога социального, педагога-психолога |
Воспитателя дошкольного учреждения |
Воспитателя дошкольного учреждения |
Педагога социального, педагога-психолога |
Учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного учреждения, концертмейстера, аккомпаниатора |
Музыкального руководителя |
Учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного учреждения, воспитателя, музыкального руководителя, тренера-преподавателя, мастера производственного обучения, культорганизатора, методиста, концертмейстера, аккомпаниатора, педагога-организатора |
Руководителя кружка |
Учителя или преподавателя, концертмейстера, музыкального руководителя |
Аккомпаниатора |
Учителя или преподавателя, аккомпаниатора, музыкального руководителя |
Концертмейстера |
Учителя или преподавателя, тренера-преподавателя, инструктора по физической культуре, инструктора-методиста по физической культуре, воспитателя дошкольного учреждения, воспитателя |
Руководителя физического воспитания |
Педагогические работники, имеющие высшую категорию согласно этому пункту, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена.
ПАМЯТКА
- Педагогический работник, который изъявил желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, подаёт письменное заявление в аттестационную комиссию до 31 марта текущего учебного года, которая принимает решение о допуске его к аттестации.
- Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории, могут педагогические работники, которые имеют стаж работы в должности, по которой аттестуются 2 года, высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» - 3 года с момента присвоения предыдущей квалификационной категории.
- Лица, которые получили диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы, один год.
В стаж работы не учитывается период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.